|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об организации работы в
области подготовки кадров для рыночной экономики (С изменениями от 6 октября
1996 г.) В целях проведения
единой государственной политики в области подготовки кадров для рыночной
экономики Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет: 1.
Одобрить прилагаемые Основные направления подготовки кадров для рыночной
экономики. 3.
Министерству труда Российской Федерации по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации представить Совету Министров - Правительству
Российской Федерации в 2-месячный срок предложения по финансовому обеспечению
мероприятий в области подготовки кадров, имеющих приоритетное значение для
развития рыночной экономики.
Москва 4
ноября 1993 г. №1137 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ подготовки кадров для рыночной
экономики (одобрены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от
4 ноября 1993 г. № 1137) Переход к
рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям и
специалистам, организации и содержанию их подготовки и переподготовки.
Руководящим кадрам в настоящее время недостает компетентности, управленческой
культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и
экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и
хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части
руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и
организационных нововведений. Актуальной
задачей для нашего общества является формирование многомиллионного предпринимательского
корпуса с учетом российских традиций и мирового опыта. Сложившаяся
практика работы с кадрами, нормативно-правовая база этой работы,
научно-педагогический состав и уровень технической оснащенности многих учебных
заведений повышения квалификации кадров не обеспечивают необходимого развития
управленческого потенциала общества. Не оказывают существенного влияния на
сложившееся положение дел и созданные в последние годы школы менеджеров,
бизнеса, коммерции и т.д. Остро недостает
полноценных учебных курсов по рыночной экономике и управлению, методик и
учебных технологий, компьютерных и аудиовизуальных программ, а самое главное -
высококвалифицированных преподавателей. Как следствие, немалые средства,
вкладываемые предприятиями, организациями и учреждениями в обучение
специалистов, не приносят ожидаемого эффекта. Крайне слабо используется
зарубежный опыт. Подготовка специалистов за границей недостаточно увязана с
решением приоритетных проблем вывода экономики страны из кризиса, формирования
управленческой и предпринимательской культуры, с реальными потребностями
республик и регионов России в преподавательских кадрах, информационных и
обучающих технологиях. По существу вне
государственного регулирования оказалась система подготовки и повышения квалификации
кадров на производстве, которая охватывает широкий спектр линейных
руководителей и специалистов. В условиях ухудшения конъюнктуры и
перепрофилирования производства нормативно-правовое и учебно-методическое
обеспечение этой системы пришло в противоречие с требованиями времени. В последнее
время имеет место реальная угроза разрушения сложившейся системы повышения
квалификации руководителей и специалистов, в том числе ее материальной базы.
Это может негативно отразиться на формировании кадрового корпуса Российской
Федерации. Дальнейшее его
отставание от потребностей экономических и политических преобразований общества
стало одним из существенных факторов социальной дестабилизации. Если в
кратчайшие сроки не переломить эту тенденцию, не обеспечить опережающей
подготовки руководителей и специалистов органов государственного управления,
предприятий, организаций и учреждений, то переход к рынку будет существенно
осложнен со всеми вытекающими отсюда последствиями. Целью
Правительства Российской Федерации и других органов государственного управления
является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и
общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать
задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества. 1. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛАОдним из
основных элементов в кадровой работе должна стать всесторонне обоснованная
оценка конкретного работника как необходимое условие предотвращения ошибок в отборе
и рациональном использовании персонала. Предстоит широко
внедрить в практику методики, предусматривающие оценку качеств и возможностей
человека, его личного вклада в результаты деятельности коллектива. С учетом
мирового опыта в этой области необходимо создать сеть специализированных
центров оценки персонала. Следует
отработать эффективные механизмы замещения управленческих должностей,
соответствующие специфике конкретного вида деятельности и новым условиям
хозяйствования (назначение, выборность, конкурс, контрактная форма найма,
подбор управленческих команд и другие), формировать республиканские,
региональные, отраслевые и другие информационные банки резерва кадров. Целенаправленное
развитие профессиональных возможностей каждого работника требует планирования
его служебной карьеры с использованием стажировок в должности, ротации, участия
в разнообразных целевых проблемных группах, проектах и программах. Необходима
система материальных и моральных стимулов, заинтересовывающих как самого
специалиста, так и руководителей органов государственного управления,
предприятий, организаций и учреждений в высоком уровне профессионализма в
управленческой деятельности, деловой активности и работоспособности. Особого внимания
требует формирование кадров предпринимателей из числа работников сферы
управления, высвобождающихся в результате ее сокращения, военнослужащих,
увольняемых в запас, а также из молодежи. Следует развивать центры подготовки
молодежи для управленческой и предпринимательской деятельности. Предстоит реализовать
специальный проект государственной интернатуры для подготовки к управленческой
деятельности наиболее способных молодых специалистов посредством их целевого
обучения и разнообразной стажировки, в том числе за рубежом. Возникает необходимость
разработки долгосрочных федеральных, региональных и отраслевых программ
формирования управленческого персонала, базирующихся на анализе и прогнозе его
качественного состава и структуры, которые должны быть увязаны с задачами
реформы, переменами в объектах управления, учитывать национальные и местные
факторы. 2. ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙПредстоит
коренным образом перестроить учебный процесс подготовки специалистов
применительно к условиям рыночной экономики, активнее развивать у них навыки
управленческой и предпринимательской деятельности. В
квалификационных характеристиках выпускников высших и средних специальных
учебных заведений необходимо предусмотреть требования к уровню их подготовки по
направлениям, имеющим приоритетное значение для рыночной экономики, а также для
управленческой деятельности. Следует расширить специализацию в области
управления в процессе обучения студентов юридических, социологических,
психологических, экономических и других факультетов. Необходимо
существенно расширить обучение кадров в высших и средних специальных учебных
заведениях для работы на государственной службе, включая создание в этих целях
новых типов образовательных учреждений. Следует усилить
переподготовку и повышение квалификации кадров на базе использования
фундаментальных знаний рыночной экономики, социального управления, психологии и
политологии. Содержание обучения в полной мере должно учитывать сущность
экономической реформы и рыночной экономики, необходимость повышения
психологической устойчивости и мобильности руководителей в условиях риска. Следует
реорганизовать сеть учреждений дополнительного образования. Развивать на базе
ведущих учебных заведений этой системы республиканские и региональные центры
интенсивной подготовки кадров управления с гибкими организационными
структурами. Требует
всемерной поддержки и улучшения деятельность коммерческих школ, школ бизнеса,
менеджеров. Одним из главных
условий выхода на новый качественный уровень обучения кадров для рыночной
экономики является укрепление профессорско-преподавательского состава учебных
заведений. Целесообразно
осуществить развитие кафедр экономического и управленческого циклов, расширение
аспирантуры, докторантуры, особенно за счет лиц, имеющих опыт управленческой и
предпринимательской деятельности, обеспечить интенсивную переподготовку и
повышение квалификации всех преподавателей, осуществляющих обучение персонала
управления. В целях повышения качества и стимулирования труда преподавателей
следует шире использовать систему рейтинга, контрактную форму приема на работу. Учебно-методическое
обеспечение обучения кадров управления и предпринимателей должно
предусматривать в качестве приоритетной задачи разработку в кратчайшие сроки
программ и учебной литературы по экономическим и управленческим дисциплинам для
средних специальных и высших учебных заведений, учебно-методических комплексов
на модульной основе для центров переподготовки и повышения квалификации. Особое
внимание следует обратить на развитие компьютерных, аудиовизуальных курсов по
рыночной экономике, различным аспектам управленческой и предпринимательской
деятельности. Следует
способствовать оснащению учебных заведений современной
электронно-вычислительной, аудиовизуальной, организационной техникой,
использованию в этих целях их прямых связей с предприятиями и возможностей,
открывающихся в результате конверсии. Необходимы новые
подходы к дошкольному, школьному и семейному воспитанию, направленные на
формирование навыков и умений коллективного труда, демократической организации
жизни коллектива. Формирование
управленческой и предпринимательской культуры следует вести через широкое
ознакомление с научными основами управления и самоуправления, организации
предпринимательства, с демократическими процедурами выработки и принятия
решений, механизма их реализации. Нужна широкая популяризация образцов
управленческой и предпринимательской культуры, служебных взаимоотношений,
основанных на уважении личности, демократических формах организации
общественной жизни. Предстоит
сформировать целостную систему подготовки и повышения квалификации кадров на
предприятиях, ориентированную на обеспечение развития производства на основе
достижений научно-технического прогресса. Для решения этой
задачи требуется усилить координацию работы по организационному, методическому
и информационному обеспечению профессионального обучения на производстве,
подготовке преподавательских кадров, оказанию предприятиям необходимой
финансовой помощи. 3. НАУЧНАЯ БАЗА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫДля активизации
фундаментальных и прикладных научных исследований в области кадровой работы,
внедрения их результатов в практику необходим гибкий механизм, который
способствовал бы развитию и удовлетворению спроса на консультационные, учебные,
исследовательские, издательские, внедренческие и иные виды услуг в этой работе. Следует улучшить использование творческого потенциала научных союзов и ассоциаций, учебных заведений, общественных объединений, усилить их интеграцию с государственными и коммерческими структурами, расширить организационно-правовые возможности их активного влияния на кадровую сферу. Это будет способствовать развитию фундаментальных, междисциплинарных исследований, вовлечению в эти научные союзы и ассоциации перспективных студентов, аспирантов, молодых ученых. Целесообразно
регулярно проводить научно-практические конференции, конкурсы на лучшие работы,
по рыночной экономике, социально-управленческой проблематике, персоналоведению,
практиковать создание творческих групп для адаптации к условиям рыночной
экономики теоретических разработок в области управления и кадровой работы
зарубежных ученых и специалистов. Требуется более
активное участие в области кадровой работы научно-исследовательских центров как
существующих, так и вновь образуемых. Особое их внимание должно
сосредоточиваться на разработке теоретико-методологических и прикладных проблем
управленческого труда. Необходимо
повысить уровень социальной и правовой защищенности работников управления, привести
правовое регулирование в соответствие с необходимостью стимулирования их труда,
расширения самостоятельности, освобождения от мелочной опеки. Целенаправленная работа по формированию кадрового потенциала реформы требует более эффективного управления этим процессом. Разрозненные действия органов отраслевого и территориального управления требуют объединения и четкой координации, общего научно-методического обеспечения. Эти функции могут быть возложены на Межведомственную комиссию по кадровому обеспечению экономической реформы, которая должна сформировать рабочий механизм разработки и реализации комплекса мер по эффективному формированию и развитию кадрового потенциала в условиях экономической реформы. Разработка и реализация мер по кадровому обеспечению органов исполнительной власти должны осуществляться по согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. 4. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМДобиться
принципиальных качественных изменений в подборе, обучении и использовании
потенциала каждого работника, коллектива в целом невозможно без коренной
перестройки кадровых служб. Статус, структура этих служб, качественный состав
их работников не соответствуют современным требованиям. Отсутствует
организационное и научно-методическое руководство деятельностью этих служб на
государственном уровне. Отделы кадров и
аналогичные кадровые службы рекомендуется преобразовать в отделы (службы)
управления персоналом с возложением на них обязанностей прогнозирования и
планирования потребности в кадрах, организации работы по оценке и формированию
кадрового резерва, обучению, аттестации, рациональному использованию персонала.
Их деятельность должна строиться на базе широкого использования научных
методик, информационных и педагогических технологий, тесного взаимодействия с
органами государственной службы занятости населения. Необходимыми
являются организация переподготовки и повышения квалификации руководителей и
работников отделов (служб) управления персоналом, а также подготовка в высших и
средних специальных учебных заведениях специалистов по маркетингу и биржевому
делу, экономике и социологии труда со специализацией в области управления
персоналом и углубленным изучением экономических, социально-управленческих,
социологических, психологических, правовых, педагогических, культурологических
дисциплин. Организационно-методическое обеспечение этой работы должно быть
возложено на подразделения федеральных органов управления, отвечающих за
вопросы подготовки кадров для рыночной экономики 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА МИРОВОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИМеждународное
сотрудничество должно охватывать весь спектр вопросов работы с персоналом,
развития управленческой и предпринимательской культуры. Предстоит расширить
обучение за рубежом российских студентов, аспирантов, докторантов
специализирующихся в области рыночной экономики, управленческой деятельности,
новых технологий, кадровой работы, ввести в практику проведение совместных с
зарубежными предприятиями консультаций, исследований и конференций, подготовку
и издание монографий, учебных пособий и других материалов по данной проблеме. Ставится задача
шире развивать практику подготовки российских специалистов за рубежом,
поддерживать создание учебных информационных исследовательских центров с
зарубежными партнерами, активнее участвовать в программах международных
организаций, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО и др., эффективнее использовать
возможности технической помощи со стороны Европейского экономического
сообщества, сотрудничества в рамках межправительственных и межведомственных
соглашений. 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИРаздел
1. Мероприятия центральных органов федеральной исполнительной власти по
кадровому обеспечению экономической реформы
|
|
|