|
ГОСТ Р 51773-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН
Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и
Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных
нужд Минторга России ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСТ Р 51773-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Классификация предприятий Retailing.
Дата введения 2002-01-01 1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется
на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм
собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины. Настоящий стандарт
устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к
ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ
12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности ГОСТ
12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работы сидя. Общие эргономические требования ГОСТ
12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работы стоя. Общие эргономические требования ГОСТ Р 51303-99 Торговля.
Термины и определения ГОСТ Р 51304-99 Услуги
розничной торговли. Общие требования 3 ОпределенияВ настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 неспециализированный
магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным
ассортиментом товаров. 3.2 гипермаркет: Предприятие
розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары
универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой
площадью от 5000 м2. 3.3 универмаг: Предприятие
розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального
ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей,
торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской
торговле - от 650 м2. 3.4 универмаг «Детский
мир»: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные
товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы
торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2. 3.5 магазин-склад: Предприятие
розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные
товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из
транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям
(индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в
мелком производстве или оказания услуг населению, торговой площадью от 650 м2. 3.6 универсам
(супермаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее
продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные
товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой
площадью от 400 м2. 3.7 гастроном: Предприятие
розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального
ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием
покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2. 3.8 магазин «Товары
повседневного спроса»: Предприятие розничной торговли, реализующее
продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно
по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2. 3.9 магазин «Продукты»
(Минимаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные
товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары,
гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, с
индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2. 3.10 дом торговли: Предприятие
розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и
гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового
обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2. 3.11 магазин
«Промтовары»: Предприятие розничной торговли, реализующее
непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и
трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2. 3.12 комиссионный
магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров,
принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах. Термины и определения других
основных понятий в области розничной торговли - предприятие розничной торговли,
вид предприятия розничной торговли, тип предприятия розничной торговли,
магазин, универсальный магазин, специализированный магазин, магазин с
комбинированным ассортиментом товаров, магазин со смешанным ассортиментом
товаров, торговое помещение магазина, форма торгового обслуживания и другие -
по ГОСТ Р 51303. 4 Классификация предприятий розничной торговли4.1 Предприятия розничной
торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых
товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины. 4.2 Предприятия розничной
торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера
торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания: - универсальные магазины - Гипермаркет,
Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет),
Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п.; - специализированные
продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.; - специализированные непродовольственные
магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и
т.п.; - магазины прочей товарной
специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.; - неспециализированные
продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.; - неспециализированные
непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей,
Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п. Неспециализированные
магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют. 4.3 Основные признаки,
характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида,
приведены в таблице 1. Таблица 1 - Основные признаки, характеризующие тип
предприятия розничной торговли
5 Общие требования к предприятиям розничной торговли
5.1 На предприятиях
розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей
и сохранность их имущества при условии соблюдения требований ГОСТ Р 51304,
правил продажи товаров [1], [2], [3], [4], [5]. 5.2 На предприятиях
розничной торговли должны выполняться: - санитарно-гигиенические
требования - по [6], [7], [8], [9], [10]; - требования противопожарной
безопасности по [11]; - требования электро- и
взрывобезопасности - по ГОСТ
12.2.003 и [12]; - требования экологической
безопасности - по [8], [13], [14],
[15]. 5.3 Предприятия розничной
торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием,
обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с
требованиями ГОСТ
12.2.032, ГОСТ
12.2.033, [10], [16], [17].
Машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства
должны иметь сертификаты соответствия [18]. 5.4 В строящихся и
реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать
устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам
населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе
наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг [19]. 5.5 Предприятия розничной
торговли должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу [13],
[14]. 5.6 Прилегающая к
предприятиям розничной торговли территория должна быть освещена в вечернее
время [12]. 5.7 На территории,
прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается
проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение
контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон
и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. 5.8 Предприятие розничной торговли
должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима
работы, местонахождения, юридического адреса. 5.9 В помещении предприятия
розничной торговли должна быть информация о государственной регистрации
предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере
лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид
деятельности магазина подлежит лицензированию [20]. 5.10 Расположение торговых,
вспомогательных, складских помещений и их площадь должны обеспечивать
последовательность проведения технологических процессов товародвижения. 5.11 Освещение торговых
залов, аварийное, эвакуационное, а также освещение вспомогательных и складских
помещений должно соответствовать [12]. 5.12 В строящихся и
реконструируемых предприятиях розничной торговли при расположении торговых
залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или
эскалаторов. 5.13 В торговых залах без
естественного освещения следует предусматривать дымоудаление. 5.14 Ширина проходов между
оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и
приобретения товаров (приложение А) [22]. Ширина основных
эвакуационных проходов в торговом зале должна обеспечить безопасность его
пребывания в магазине [14]. 5.15 Минимальные площади
помещений для оказания услуг покупателям для всех типов предприятий розничной
торговли приведены в приложении Б
[22]. 5.16 Возможность размещения
и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на
месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными
учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации. 5.17 Организация
технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по
охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом [21]. 5.18 В непродовольственных
магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы
общественные туалеты для покупателей [22]. 5.19 На предприятиях
розничной торговли должны быть предусмотрены аварийные выходы, инструкции о действиях
в аварийной ситуации, системы оповещения и средства защиты от пожара. 5.20 Консультации
диетологов, косметологов и других специалистов должны проводить лица, имеющие
специальную подготовку и право на данный вид деятельности. 5.21 Перечень требований к
оформлению вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и
внешнего вида обслуживающего персонала магазинов различных типов приведен в
таблице 2. Таблица 2 - Перечень требований к оформлению магазинов
различных типов
5.22 В специализированном
магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля товарами,
соответствующими специализации магазина. 5.23 При наличии спроса
ассортимент товаров, реализуемых в универмаге, по согласованию в установленном
порядке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы
Российской Федерации, может быть дополнен ассортиментом продовольственных
товаров, а в универмаге «Детский мир» - ассортиментом товаров детского питания. 5.24 Магазины «Товары
повседневного спроса» и «Промтовары» расположены, главным образом, в сельской
местности. 5.25 Рекомендуемый перечень
услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных видов и типов, кроме
услуги реализации товаров, приведен в приложении В. ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное) Ширина проходов в
торговых залах магазинов
Таблица А.1
- Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и
реконструируемых)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое) Площади помещений для
оказания услуг покупателям
Таблица Б.1 - Площади помещений для
оказания услуг покупателям (кроме услуги реализации товаров) на предприятиях
розничной торговли
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое) Перечень услуг,
оказываемых покупателям в магазинах
Таблица В.1
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное) Библиография
[7] СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли [9] СанПиН 2.2.4.548-96 Санитарные нормы и правила. Гигиенические требования к микроклимату
производственных помещений [10] СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых,
общественных зданий и на территории жилой застройки [11] СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений [12] СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение [13] СНиП 2.08.01-89 Жилые здания [14] СНиП
2.08.02-89* Общественные здания и сооружения [15]
СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территории населенных мест [16] СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация [17] СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция, кондиционирование [19] ВСН 62-91 Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов
и маломобильных групп населения. [22]
Московские городские строительные нормы «Предприятия розничной торговли» (МГСН
4.13-97). Утверждены постановлением Правительства г. Москвы от 3 марта 1998 г.
№ 155 СОДЕРЖАНИЕ Ключевые слова: предприятие
розничной торговли, магазин, тип магазина, торговая площадь магазина, торговый
ассортимент товаров |
|
|