Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ЦЕНТР МЕТРОЛОГИИ, ИСПЫТАНИЙ И
СЕРТИФИКАЦИИ МА
ДИ (ГТУ)

В. Г. ПОПОВ

СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ПОСОБИЕ ДЛЯ МАСТЕРОВ И
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РАБОТ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИ
Й

Москва 2001

Рецензенты: П. В. Ковалев, А. У. Полторак

В пособии изложены основные требования, предъявляемые к элементам дорог в плане и профиле.

Рассмотрены вопросы разбивки оси трассы, пересечений и примыканий прямоугольными координатами от тангенса, продолженными хордами и коробовыми кривыми. Даны рациональные схемы бульдозерных, скреперных, автогрейдерных и экскаваторных работ.

В пособии описываются технологическая последовательность и организация работ по возведению земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожной одежды, водопропускных труб, установке дорожных знаков, дорожных ограждений, вертикальной и горизонтальной разметке и ограждению мест дорожных работ на различных участках дорог и мостов.

Приведены технические показатели по дорожно-строительной технике и показатели по приемке дорог после строительства и ремонта. Отдельный раздел посвящен расчетам по затратам и формированию оптимальных механизированных звеньев при строительстве дорог.

Пособие не заменяет СниПы, ГОСТы и другие нормативные документы и предназначено для оказания помощи инженерно-техническому составу при строительстве автомобильных дорог.

Пособие подготовлено и издано при содействии и активном участии начальника управления строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений Росавтодора Минтранса России И. В. Черкасова, Центра метрологии испытаний и сертификации, а также коллектива кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Автомобильные дороги общего пользования

Автомобильные дороги в зависимости от экономического и социального значения, объема перевозок и расчетной интенсивности движения в соответствии со СНиП 2.05.85 «Автомобильные дороги» и СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях» подразделяются на следующие категории: I-a, I, II, III, IV, V, I, II, III (рис. 1, табл. 1).

По постановлению правительства от 24.12.92 № 61 автомобильные дороги Российской Федерации классифицируются по принадлежности на дороги общего пользования, ведомственные и частные. Дороги общего пользования делятся на дороги федеральной собственности, республиканской, краевой и областной собственности, а также собственности автономных образований (табл. 2).

Перспективный период при назначении категорий дороги следует принимать не менее 20 лет, а конструкцию дорожной одежды - с учетом межремонтных сроков службы: для дорог с капитальным покрытием - 15 лет; облегченным - 10 лет и переходным - 8 лет. Автомобильные дороги предназначены для пропуска транспортных средств габаритами: одиночных автомобилей длиной до 12 метров, автопоездов длиной до 20 м, шириной до 2,5 м и высотой до 4 м, а также пропуска колесной сельскохозяйственной техники при соблюдении условий безопасности дорожного движения. При интенсивности движения тракторов и другой сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу более 10 единиц в наиболее напряженные среднемесячные сутки необходимо предусматривать строительство тракторных дорог.

При выборе основных параметров дорог, обустройстве, пересечений и примыканий в населенных пунктах должны соблюдаться нормы СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» (табл. 12, рис. 2).

Основные терминологические понятия об автомобильных дорогах приведены в прил. 1 и на рис. 26.

Основные технические нормы

Технические нормы на строительство и проектирование автомобильных дорог зависят от расчетной скорости и интенсивности движения транспортных средств.

Расчетная скорость движения - это предельная безопасная скорость движения легкового одиночного автомобиля на сухом покрытии при достаточном расстоянии видимости, допускаемая на автомобильной дороге определенной категории.

Проезжая часть дороги устраивается с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках и кривых в плане радиусами более 3000 м на дорогах I категории, более 2000 м - на дорогах II, III, IV и I-c-a категорий, более 600 м - на дорогах I, I-с-б (в) и II-а (б) категорий, более 400 м - II-с категории, более 300 м - III-с категории.


Рис. 1. Поперечные профили автомобильных дорог

Рис. 2.


На кривых в плане с меньшими радиусами проезжая часть устраивается с односкатным поперечным профилем (виражом). Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному осуществляется на протяжении переходной кривой.

При радиусе кривых в плане 1000 м (600 м по РСН-88) и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочины. Уширение выполняется пропорционально по всей длине переходной кривой так, чтобы полное уширение было достигнуто к началу круговой кривой. Основные параметры дорог изложены в табл. 3...8.

Пересечение и примыкание

Пересечение и примыкание дорог, как правило, располагаются на прямых участках, насыпях высотой 0,8...1,0 м и при откосах крутизной не более 1:3.

Простые пересечения и примыкания следует устраивать при суммарной интенсивности движения менее 2000 авт./сут. Пересечение и примыкание автомобильных дорог IV, I, II-с, III категорий между собой и с дорогами III категории устраивают, как правило, в одном уровне.

Схемы развязки движения на пересечениях и примыканиях следует принимать при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 прив. ед./сут.

Таблица 1

Категории автомобильных дорог

Категория

Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог

Расчетная интенсивность движения, прив. ед./сут.

Расчетный объем грузовых перевозок, тыс. т нетто в месяц «пик»

Расчетная скорость, км/ч;

Тип дорожной одежды

основная на трудных участках

основная на особо трудных участках

1

2

3

4

5

6

7

I-a

Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе международного сообщения)

Св. 14000

-

150

120

150

80

Капитальный

I-б

Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к I-a категории),

Св. 14000

 

 

 

 

II

республиканского, областного (краевого) значения

Св. 6000

до 14000

-

150

120

150

80

Капитальный

III

Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения (не отнесенные к I-б категории), местного значения

Св. 2000

до 6000

-

100

80

100

50

Капитальный

IV

Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесённые к I-б, II, III категориям)

Св. 200

до 2000

-

80

60

80

40

Капитальный облегченный

V

Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к II, III, IV, V категориям)

до 200

-

60

40

60

30

Переходный, низший

Iс

Дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций с их бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, фермами, полевыми станами и другими сельскохозяйственными объектами, а также автомобильные дороги, соединяющие бригады, отделения и фермы колхозов с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых

-

Св. 10

70

60

70

40

Капитальный, облегченный, переходный

II

То же

-

до 10

60

40

60

30

Облегченный, переходный

III

Дороги полевые вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий

-

 

40

30

40

20

Переходный, низший

Примечание. Дополнительные показатели по Региональным нормам по проектированию и строительству автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР (РСН-88), внутрихозяйственным дорогам (СНиП 2.05.11-83) и другим нормативам приводятся в прил. № 5.

Таблица 2

Классификация дорог по принадлежности

Наименование

Перечень дорог

Федеральные

1. Магистральные дороги, соединяющие столицу РФ г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе РФ, административными центрами краев и областей.

2. Дороги обеспечивающие международные транспортные связи.

3. Прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе РФ, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.

Дороги общего пользования областной собственности

1. Дороги, соединяющие любые населенные пункты между собой (города, районные центры, поселки, села, деревни), кроме автомобильных дорог федеральной собственности.

2. Дороги, соединяющие населенные пункты с железнодорожными станциями, речными портами, пристанями, аэродромами и федеральными дорогами.

3. Улицы в населенных пунктах (кроме городов областного подчинения), являющиеся продолжением автомобильных дорог и соединяющие между собой города и районные центры области.

Дороги муниципальной собственности городов областного подчинения или соответственно сельских районов

Дороги и автодорожные проезды, расположенные в черте городов и других населенных пунктов, за исключением улиц, автомобильных проездов общего пользования областной собственности.

Дороги предприятий, организаций и частных лиц

Дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые для своих технологических, ведомственных и частных нужд.

Таблица 3

Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дороги

Категория дороги

I

I-б

II

III

IV

I

V, II-с

III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Число полос движения

4, 6, 8

4, 6, 8

2

2

2

2

1

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,0

3,0

 

 

Ширина проезжей части, м

2×7,5

2×11,5

2×15

2×7,5

2×11,5

2×15

7,5

7,0

6,0

6,0

4,5

3,5

Ширина земляного полотна, м

28,5

36,0

43,5

27,5

35,0

42,5

15,0

12,0

10,0

10,0

8,0

6,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

2,5

2,0

2,0

1,75

1,5

Краевая полоса, укрепленная по типу проезжей части, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

-

-

-

Ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м

6,0

5,0

-

-

-

-

-

-

Полоса, укрепленная каменными материалами, м

2,5

2,5

2,5

1,5

1,0

1,5

1,25

1,0

Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

1,0

1,0

-

-

-

-

-

-

Полоса, укрепленная засевом трав, м

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

Примечание. Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать: 8 м - для дорог I-с категории; 7 м - II-с категории; 5,5 м - III-c категории.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на перекрестках и примыканиях в одном уровне; в местах съездов на дорогах I...III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 авт./сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу; на дорогах II и III категорий при интенсивности 200 авт./сут и более. Переходно-скоростные полосы предусматривают на дорогах I...IVa, I-c-a категорий в местах расположения площадок для остановки автобусов и троллейбусов, у автозаправок и площадок отдыха. У постов ГИБДД и контрольно-диспетчерских пунктов предусматривают полосы длиной, отвечающей нормам для разгона и торможения.

Таблица 4

Поперечные уклоны элементов автодороги

Вид покрытия

Поперечный уклон, ()

проезжей части

краевой полосы

укрепленной обочины каменными материалами

укрепленной обочины засевами трав

Цементобетонные, монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные

20

20

30...40

50...60

Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими и дегтебетонные

25

25

30...40

50...60

Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими

30

-

30...40

50...60

Таблица 5

Поперечные уклоны проезжей части на виражах,

Радиус кривой в плане, м

Основной

В районах с частыми гололедами

на дорогах I...V категорий

на подъездных дорогах к промышленным предприятиям

От 3000 до 1000 для дорог I категории

20...30

-

20...30

От 2000 до 1000 для дорог II...V категорий

20...30

-

20...30

От 1000 до 800

30...40

-

30...40

От 800 до 700

30...40

20

30...40

От 700 до 650

40...50

20

40

От 650 до 600

50...60

20

40

От 600 до 500

60

20...30

40

От 500 до 4500

60

30...40

40

От 450 до 400

60

40...60

40

От 400 и менее

60

60

40

Примечание. Для Нечерноземной зоны следует пользоваться табл. 2.4. РСН-88 с примечаниями и табл. 3 СНиП 2.05.11-83 (прил. 5).

Таблица 6

Наименьшая длина переходной кривой

Радиус круговой кривой, м

30

50

60

80

100

150

200

250

300

400

500

600...1000

1000...2000

Длина переходной кривой, м

30

35

40

45

50

60

70

80

90

100

110

120

100

Таблица 7

Уширение двухполосной проезжей дороги на закруглениях, м

Радиус кривой в плане, м

Величина уширения для автомобилей и автопоездов, м

автомобилей - 7 м и менее, автопоездов - 11 м и менее

13

15

18

1

2

3

4

5

1000

-

-

-

0,40

850

-

0,40

0,40

0,50

650

0,40

0,50

0,50

0,70

575

0,50

0,60

0,60

0,80

425

0,50

0,70

0,70

0,90

325

0,60

0,80

0,90

1,10

225

0,80

1,0

1,0

1,50

140

0,90

1,40

1,50

2,20

95

1,10

1,80

2,0

3,0

80

1,20

2,0

2,30

3,50

70

1,30

2,20

2,5

-

60

1,40

2,80

3,0

-

50

1,50

3,0

3,5

-

40

1,8

3,5

-

-

30

2,2

-

-

-

Примечание. Для Нечерноземной зоны следует пользоваться уточненной табл. 2.5 РСН-88 и табл. 6 для СНиП 2.05.11-83.

Таблица 8

Предельные нормы проектирования плана и продольного профиля

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон,

Наименьшее расстояние видимости, м

Наименьший радиус кривых, м

в плане

в продольном профиле

для остановки

встречного автомобиля

основные

в горной местности

выпуклые

вогнутые

основные

в горной местности

150

30

300

-

1200

1000

30000

8000

4000

120

40

250

450

800

600

15000

5000

2500

100

50

200

350

600

400

10000

3000

1500

80

60

150

250

300

250

5000

2000

1000

60

70

85

170

150

125

2500

1500

600

50

80

75

130

100

100

1500

1200

400

40

90

55

110

60

60

1000

1000

300

30

100

45

90

30

30

600

600

200

Примечание. Для Нечерноземной зоны следует пользоваться табл. 2.6. РСН 88 и табл. 3 СНиП 2.05.11-83.

Устройство пересечений и примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только в исключительных случаях.

Пересечение автомобильных дорог с железными следует устраивать вне пределов станций и путей маневрового движения, преимущественно на прямых участках и под углом не менее 60°.

При пересечении автомобильных дорог с железными в одном уровне необходимо выполнять требования:

ширина проезжей части автомобильных дорог III, IV, I-c-a категорий на переездах принимается равной ширине их на подходах, а II-c, III-c категорий - не менее 6 м на расстоянии 50 м от переездов в обе стороны;

на расстоянии 2 м от крайнего рельса автомобильная дорога должна иметь горизонтальную площадку или уклон, равный превышению одного рельса над другим на криволинейных участках железных дорог;

подходы автомобильных дорог к пересечению на протяжении 50 м должны иметь уклон не более 30 ‰.

Пересечение автомобильных дорог с другими наземными и подземными коммуникациями осуществляется по требованиям соответствующих нормативных документов. Дополнительные сведения по нормам пересечений изложены в табл. 9...12.

Таблица 9

Допустимые нормы проектирования пересечений и примыканий

Наименование

Показатели по категориям дорог

III

IV, I-с, II

1. Расстояние между съездами и переездами не менее, км

2,0

0,8...1,0

2. Предельный продольный уклон на дорогах, пересечениях и примыканиях,

40

40

3. Длина съезда с покрытием основной дороги на грунтах, м:

 

 

3.1. Песчаный, супесь, легкий суглинок

100

50

3.2. Черноземы, глины, тяжелые и пылеватые суглинки

200

100

4. Ширина укрепления обочины на всей длине съезда, м

0,5...0,75

0,5...0,75

5. Минимальный радиус сопряжения по кромке проезжей части, м

20

15

Примечания.

1. Места пересечения и примыкания согласовываются с землепользователем.

2. Съезды на вспомогательные полевые дороги должны иметь покрытие основной дороги на протяжении полосы отвода, а при согласовании с землепользователем не менее 25 м при движении одиночных автомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м при движении автопоездов и тракторов с прицепами. На глинистых и тяжелых суглинистых грунтах длина съезда с покрытием принимается не менее 50 м. В конце съезда (переезда) устанавливается щебеночный упор длиной 6,0 м.

3. Пересечения и примыкания на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускаются в исключительных случаях.

4. Минимальный радиус примыкания в местах пересечений дорог I и II категорий - 25 м. Расстояние между пересечениями на дорогах I-a категорий не менее 10 км, I-б и II - 5 км.

Таблица 10

Параметры переходнокоростных полос

Категория дороги

Продольный уклон, ‰

Длина полосы полной ширины, м

Длина отгона полосы разгона и торможения, м

на подъеме

на спуске

для разгона

для торможения

1

2

3

4

5

6

I-б и II

40

-

140

110

80

20

-

160

105

80

0

0

180

100

80

-

20

200

95

80

-

40

230

90

80

III

40

-

110

85

60

20

-

120

80

60

0

0

130

75

60

-

20

150

70

60

-

40

170

65

60

IV, I-c-a

40

-

30

50

30

20

-

35

45

30

0

0

40

40

30

-

20

45

35

30

-

40

50

30

30

Примечание. Устройство отгона полос торможения начинают с уступа в плане на 0,50 м для четкого выделения начала полосы торможения.

Таблица 11

Нормы пересечения автомобильной дороги с воздушными линиями связи и электропередач

№ п/п

Условия эксплуатации

Расстояние до опоры ЛЭП, ЛС, м

от бровки земляного полотна

в зависимости от мощности ЛЭП, кВ

20

35

110

150

220

330

500

750

1.

Обычные условия:

пересечение дороги,

Н опоры

-

-

-

-

-

-

-

-

при параллельном следовании.

Н опоры + 5 м

-

-

-

-

-

-

-

-

2.

Стесненные условия:

при пересечении до подошвы насыпи,

-

1,5

2,5

5

при параллельном следовании до бровки земляного полотна.

-

2

4

5

6

8

10

-

3.

Охранная зона электросетей от крайних проводов, м

 

10

15

20

25

30

40

Примечания.

1. Расстояние между проводами воздушных телефонных и телеграфных линий и проезжей частью в месте пересечения автомобильных дорог не менее 5,5 м (в теплое время года). При пересечении с линиями электропередач оно должно быть не менее при напряжении в кВ: до 1 - 6 м, до 110 - 7 м, до 150 - 7,5 м, до 220 - 8 м, до 330 - 8,5 м, до 500 - 9 м.

2. Вдоль электрокабеля охранная зона по 1 м с каждой стороны.

3. В охранных зонах строительство и реконструкция автомобильных дорог производятся только при наличии письменного разрешения предприятия - владельца энергосетей или линий связи.


1.2. ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ И УЛИЦЫ

Таблица 12

Классификация и основные параметры категорий городских дорог и улиц

Категории дорог и улиц

Основные назначения

Расчетная скорость, км/ч

Ширина полосы проезжей части, м

Число полос движения

Наименьший радиус горизонтальной кривой, м

Наибольший продольный уклон, ‰

Ширина троту ара, м

Наименьший радиус вертикальной кривой, м

выпуклой

вогнутой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Магистральные дороги: скоростного движения;

Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние дороги, к аэродромам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечение с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях

120

3,75

4...8

600

30

-

10000

2000

регулируемого движения

Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки; выходы на внешние дороги; пересечение с дорогами, как правило, в одном уровне

80

3,5

2...6

400

50

-

10000

2000

Магистральные улицы общегородского значения: непрерывного движения;

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях

100

3,75

4...8

500

40

4,5

6000

1500

регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми и промышленными районами, центром города, центрами планировочных районов, выходы на магистральные улицы и дороги, внешние автомобильные дороги, пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.

80

3,5

4...8

500

40

4,5

6000

1500

районного значения: транспортно-пешеходные;

Пешеходные и транспортные связи между жилыми районами и промышленными районами, общественными центрами; выходы на другие магистральные улицы.

70

3,5

2...4

250

60

2,25

4000

1000

Пешеходно-транспортные

Пешеходные и транспортные связи в пределах планировочного района

50

4

2

125

40

3,5

6000

1500

Улицы и дороги местного значения; улицы в жилой застройке.

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

30

3,0

2

50

80

1,5

-

-

40

3,0

2...3

90

70

1,5

2000

500

Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах

Транспортная связь, преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные дороги

50

3,5

2...4

90

60

1,5

-

-

40

3,5

2

50

70

1,5

2000

1500

Проезды: основные (второстепенные)

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов и кварталов

30

3,5

1

25

80

0,75

-

-

40

2,75

2

50

70

1,0

-

-

пешеходные улицы и дороги. Основные, второстепенные

Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта

 

0,75

1,0

по расчету

 

60

40

по проекту

 

 

Парковые дороги

Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков, преимущественно для движения легковых машин

40

3,0

2

75

80

-

-

-

Велосипедные дорожки. Обособленные, изолированные

Проезд на велосипедах по свободным от транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам в крупнейших и крупных городах, связь в пределах планировочных районов

 

 

 

 

 

 

 

 

20

1,5

1...2

30

40

-

-

-

30

1,5

2...4

50

30

-

-

-

 

Сельские поселения

 

 

 

 

 

 

 

 

Поселковая дорога

Связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети

60

3,5

2

125

70

1,5

2000

500

Главная улица

Связь жилых территорий с общественным центром

40

3,5

2...3

60

70

1,5...2,25

2000

500

Улицы в жилой застройке: основная, второстепенная (переулок), проезд

Связь внутри жилых территорий и главной улицы по направлениям с интенсивным движением

40

3,0

2

-

-

1,0-1,5

-

-

Связь между основными жилыми улицами

30

2,75

2

-

-

1,0

-

-

Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей

20

2,75...3,0

1

30

80

0...1,0

-

-

Хозяйственный проезд (скотопрогон)

Перегон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам

30

4,5

1

30

80

-

-

-

Примечания:

1. Радиусы закруглений проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м: для магистральных улиц и дорог регулируемого движения - 8, местного значения - 5, на транспортных площадях - 12. В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закруглений магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м. При отсутствии бордюрного ограждения, а так же в случае отсутствия применения минимальных радиусов закруглений ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

2. Ширина улиц, как правило, в границах красных линий принимается: магистральных дорог - 50-75 м, магистральных улиц - 40-80 м, улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в крупных и крупнейших городах следует крайнюю полосу движения принимать шириной 4,0 м.

4. В конце проезжей части тупиковых улиц и дорог устраивают площадки с островком диаметром не менее 16 м для разворота транспорта и не менее 30 м для организации конечного пункта разворота общественного транспорта.

5. При примыкании тротуаров к зданиям, оградам следует их ширину увеличить на 0,50 м.

6. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии жилой застройки не менее 50 м, а при применении шумозащитных устройств - 25 м.

7. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 м. Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованных лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом 400-800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах; 300-400 м - на магистральных улицах непрерывного движения.

8. Расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного транспорта следует принимать для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600 м, экспресс-автобусов и скоростных трамваев - 800-1200 м, метро - 1000-2000 м.

9. Ширина предохранительной полосы между проезжей частью и бортовым камнем на скоростных дорогах 1,0 м, на магистральных улицах и дорогах непрерывного и регулируемого движения - 0,75 м.

10. Виражи устраивают на кривых радиусами: на скоростных дорогах - менее 2000 м, магистральных улицах - менее 1200 м, улицах и дорогах местного значения - менее 800 м.

11. Автомобильные дороги I, II, III категорий проектируют, как правило, в обход населенных пунктов на расстоянии от бровки земляного полотна до жилой застройки - 100 м, до садоводческого участка - 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.

12. Срок службы дороги до капитального ремонта для дорог с капитальным покрытием - 15 лет, облегченным - 10 лет, переходным - 8 лет.

13. Условный переход от категорий городских улиц и дорог к категориям автомобильных дорог общего пользования: скоростные дороги, магистральные улицы и дороги общегородского значения, грузового движения - I, II категории; магистральные улицы районного значения - II категория; улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов - III категория; жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги - IV, V категории.

14. Поперечные профили городских улиц и дорог показаны на рис. 2.

15. Для сведения представлена таблица о классификации городов и населенных пунктов:

Группы поселений

Население, тыс. чел.

город

сельское поселение

Крупнейшие

св. 1000

-

Крупные

св. 500 до 1000

св. 5,0

св. 250 до 500

св. 3,0 до 5,0

Большие

св. 100 до 250

св. 1,0 до 3,0

Средние

св. 50 до 100

св. 0,2 до 1,0

Малые

св. 20 до 50

св. 0,05 до 0,2

св. 10 до 20

до 0,05

до 10

-

В группу малых городов включаются и поселки городского типа.


Глава 2. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

2.1. Общие требования

Рельеф местности, климатические, гидрологические и гидрогеологические условия оказывают существенное влияние на строительство автомобильных дорог.

Насыщение земляного полотна влагой - крайне опасное явление, при котором значительно снижается прочность дорожной одежды, устойчивость земляного полотна и основания насыпей.

Источниками увлажнения земляного полотна являются:

выпадающие осадки;

приток воды от таяния снега;

капиллярное поднятие от уровня грунтовых вод (УГВ);

конденсация водяных паров из воздуха;

перемещение пленочной воды.

В годовом цикле изменения влажности в грунтах земляного полотна различают периоды:

первоначальное накопление влаги осенью от дождей;

промерзание земляного полотна и перераспределение влаги в зимний период;

оттаивание земляного полотна и весеннее переувлажнение грунтов;

летнее просыхание.

Перемещение влаги интенсивно протекает при температуре от 0 до 3 °С. При более низких температурах вода замерзает, образуя ледяные прослойки, которые раздвигают грунтовые частицы и вызывают поднятие (пучение) грунта, приводящее к выпучиванию покрытия. Характеристикой зимнего влагонакопления в грунте служит коэффициент пучения (Кп), который выражает отношение высоты поднятия поверхности покрытия к глубине промерзания. При благоприятных гидрогеологических условиях К составляет 2...3 %, а при неблагоприятных (уровень грунтовых вод близок к поверхности грунта) может достигнуть 15...20 %. Первоначальный признак пучин - появление сетки мелких трещин и влажных пятен на покрытии.

Для предотвращения пучин проводят мероприятия:

летне-осенние - обеспечение стока воды с поверхности покрытия, устранение ям, колей; неровностей вдоль насыпей, исправление и углубление водоотводных канав;

зимние - обеспечение минимального влагонакопления в земляном полотне при его быстром промерзании за счет очистки от снега земляного полотна на всю ширину;

весенние - полная очистка от снега обочин и откосов земляного полотна, водоотводных канав, выходных частей дренажа, водопропускных труб.

Разнообразие климатических, почвенно-грунтовых и гидрологических условий на территории России не позволяет строить земляное полотно и дорожную одежду по единым нормам и правилам. Территория России по общности климата, гидрологическим и геоморфологическим условиям делится на 5 дорожно-климатических зон. Границы между зонами условны, их можно до 150 км переносить к северу или югу при обосновании по грунтово-геологическим условиям.

По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают 3 типа местности:

1 тип - сухие участки. Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщины грунтов, почвы подзолистые, без признаков заболачивания;

2 тип - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года. Поверхностный сток не обеспечен, грунтовые воды не влияют на увлажнение верхних толщин грунтов, почвы средне- и сильноподзолистые, полуболотные с признаками заболачивания;

3 тип - мокрые места с постоянным избыточным увлажнением. Грунтовые воды или длительностоящие (более 30 суток) поверхностные воды влияют на увлажнение верхних толщин грунтов, почвы торфяно-болотные и полуболотные.

Для надежной работы дорожной одежды необходимо в течение года обеспечить постоянство водно-теплового режима земляного полотна. Для этого требуется поднять бровку земляного полотна над источником увлажнения на высоту, которая обеспечивает равнопрочность земляного полотна на всем участке автомобильной дороги.

Земляное полотно как основание дороги возводится из естественных и искусственных грунтов.

Грунты для дорожного строительства классифицируются на крупнообломочные, песчаные и глинистые (табл. 13). Наибольшее распространение имеют глинистые грунты, которые по показателю текучести подразделяются на твердые, полутвердые, пластичные и текучие.

Грунты по степени увлажнения и допустимой влажности разделяются на недоувлажненные, нормальные и повышенной влажности (табл. 14, 15, 16).

При замерзании по степени пучинистости грунты классифицируются на 5 групп (табл. 17).

Для определения типов грунтов, их плотности и влажности в полевых условиях необходимо пользоваться табл. 18...21.

Для обеспечения устойчивости и прочности рабочего слоя земляного полотна и дорожной одежды необходимо возвышать поверхность покрытия от 0,90 до 2,4 м над расчетным УГВ верховодкой или длительностоящими (более 30 суток) поверхностными водами (табл. 22, 23).

При невозможности выполнения этих требований в стесненных местах (путепроводы, населенные пункты и т.д.) верхнюю часть земляного полотна следует устраивать на 2/3 глубины промерзания из непучинистых грунтов.

Возвышение бровки насыпи на дорогах, проходящих в открытой местности, назначают над расчетной высотой снегового покрова не менее, м:

1,2 - для дорог I категории;

0,7 - для дорог II категории;

0,6 - для дорог III категории;

0,5 - для дорог IV, I категорий;

0,4 - для дорог V, II, III категорий.

Прочность земляного полотна зависит от равномерного послойного уплотнения грунтов. Коэффициент уплотнения зависит от типа покрытий и глубины расположения грунта от его поверхности (табл. 24).

Таблица 13

Классификация грунтов по дорожно-строительным свойствам

Виды грунтов

Распределение части по крупности, % от сухой массы

Содержание песчаных частиц, % от массы сухого грунта

Число пластичности

Пригодность грунтов для дорожного строительства

при сооружении земляного полотна

при укреплении вяжущими материалами

Крупнообломочные

Щебенистый

Крупнее 10 мм - более 50 %

-

-

Весьма пригоден

Частицы менее 50 мм используют как гранулометрические добавки

Дресвяный

Крупнее 2 мм - более 50 %

-

-

Весьма пригоден

Весьма пригоден при разнозернистом составе

Песчаные

Песок гравелистый

Крупнее 2 мм - более 25 %

-

-

Весьма пригоден

Весьма пригоден для укрепления цементом

Песок крупный

Крупнее 0,5 мм - более 50 %

-

-

Пригоден

Пригоден

Песок средней крупности

Крупнее 0,25 мм - более 50 %

 

 

Пригоден

Менее пригоден, чем крупный

Песок мелкий

Крупнее 0,10 мм - более 75 %

-

-

Пригоден, но менее устойчив

Пригоден для укрепления цементом или эмульсией

Песок пылеватый

Крупнее 0,05 мм - более 75 %

-

-

Малопригоден

Малопригоден

Глинистые

Супесь

Легкая крупная

50

1...7

Весьма пригоден

Весьма пригоден

Супесь

Легкая пылеватая

20...50

1...7

Малопригоден

Пригоден

Тяжелая пылеватая

20

1...7

Непригоден

Малопригоден

Суглинок

Легкий

40

7...12

Пригоден

Пригоден

Легкий пылеватый

40

7...12

Малопригоден

Пригоден

Тяжелый

40

12...17

Пригоден

Пригоден с ограничением

Тяжелая пылеватая

40

12...17

Малопригоден

Малопригоден

Глина

Песчанистая

40

17...27

Пригоден

Малопригоден

Пылеватая полужирная

Не нормируется

17...27

Малопригоден

Малопригоден

Жирная

Не нормируется

27

Непригоден

Непригоден

Таблица 14

Степени увлажнения грунтов

Разновидность грунта по степени увлажнения

Влажность грунта

Недоувлажненный

Менее 0,9 W0

Нормальной влажности

от 0,9 W0 до Wдоп

Повышенной влажности

от Wдon до Wпр

Переувлажненный

Более Wпр

Примечание:

W0 - оптимальная влажность;

Wдоп - допустимая влажность;

Wпр - максимально возможная влажность грунта при коэффициенте уплотнения 0,90.

Насыпи

Для насыпей разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов и имеющие влажность от 0,9 W0 (оптимальной влажности) до Wдоп (допустимой влажности).

При использовании в насыпях высотой более 2,0 м грунтов с влажностью, превышающей допустимую, необходимо предусматривать мероприятия:

осушение грунтов естественным путем или обработка активными веществами (негашеная известь, золы уноса, цемент, гипс и т.д.);

высушивание или обжиг грунта горячим воздухом или газом на особо важных объектах в ограниченных объемах;

отжатие избыточной воды путем устройства промежуточных слоев из сухого грунта или зернистого песка;

устройство в нижних слоях «обойм» или «полуобойм» из грунтов оптимальной влажности толщиной до 1 м, обернутых геотекстильным материалом.

Для просушивания в естественных условиях грунт укладывают в валы и периодически перелопачивают механизмами в благоприятных условиях. В качестве осушителя можно применять сухой грунт в соотношении 1:2...1:4 путем смешения его с переувлажненным грунтом и выдержки до уплотнения 7...14 часов.

Введение активных добавок в количестве 0,5...5,0 % от массы грунта требует применения фрез, распределительных или грунтосмесительных машин. Между обработкой грунта добавками и уплотнением необходимо соблюдать перерыв: при обработке цементом и известью - 4...6 ч, золами уноса - 14...18 ч.

Таблица 15

Допустимая влажность грунтов

Грунт

Допустимая влажность (доли оптимальной) при требуемом коэффициенте уплотнения

1...0,98

0,95

Пески пылеватые, супеси легкие пылеватые

не более 1,35

не более 1,6

Супеси легкие и пылеватые

0,8...1,25

0,75...1,35

Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие и легкие пылеватые

0,85...1,15

0,80...1,20

Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины

0,95...1,05

0,90...1,15

Примечание. При возведении насыпей в зимних условиях влажность песчаных и непылеватых супесчаных грунтов не должна превышать 1,3 W0, супесчаных пылеватых и суглинков легких - 1,2 W0, других связных грунтов - 1,1 W0.

Таблица 16

Оптимальная влажность грунтов

№ п/п

Наименование грунтов

Оптимальная влажность, %

№ п/п

Наименование грунтов

Оптимальная влажность, %

1

Пески мелкие и пылеватые

8...14

6

Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые

14...20

2

Супеси легкие и тяжелые

9...15

7

Глины пылеватые

16...26

3

Супеси пылеватые

16...20

8

То же жирные

20...30

4

Суглинки легкие

12...18

9

Черноземы суглинистые

20...25

5

Суглинки пылеватые

15...22

Таблица 17

Классификация грунтов по степени пучинистости

Группа грунта по степени пучения

Пучинистость грунта

Грунт рабочего слоя

Величина относительного морозного пучения

Среднее значение относительного морозного пучения при глубине промерзания до 1,5 м, %

1

2

3

4

5

I

Непучинистый

Песок гравелистый крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2 %

1

1

II

Слабопучинистый

Песок гравелистый крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15 %

1

1

1...2

Песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм менее 15 %. Супесь легкая крупная

1...4

1...2

2...4

IV

Сильнопучинистый

Песок пылеватый

7...10

2...4

7...10

III

Пучинистый

Супесь легкая крупная

4...7

1-2

2-4

Супесь легкая

4...7

1...2

4...7

IV

Сильнопучинистый

Супесь пылеватая

7...10

2...4

7...10

V

Чрезмернопучинистый

Супесь тяжелая пылеватая

10

4...7

10

III

Пучинистый

Суглинок легкий

4...7

2...4

4...7

V

Чрезмернопучинистый

Суглинок легкий пылеватый

10

4...7

10

III

Пучинистый

Суглинок тяжелый, глины

4...7

2...4

4...7

IV

Сильнопучинистый

Суглинок тяжелый пылеватый, глины

7...10

2...4

7...10

Примечание. Над чертой показатели пучения при 1 типе увлажнения рабочего слоя, под чертой - при 2 и 3 типе увлажнения.

Типы грунтов, плотность, влажность, консистенцию можно определить в полевых условиях.

Таблица 18

Полевые способы определения типов грунтов

Грунты

Способы определения грунтов

растирания на ладони

рассматривание в лупу и глазом

определение состояния

определение способности к скатыванию в шнур

сухого

Влажного

Песок

Ощущение песчаной массы

Видны песчаные частицы

Сыпучие

Непластичное

Не скатывается

Супесь легкая

Преобладают крупные песчаные частицы

Песчаные частицы преобладают над глинистыми

Комья легко рассыпаются от давления руки

-

-

Супесь тяжелая

Преобладают мелкие песчаные частицы

То же

Цементация

-

Трудно скатывается в шнур, распадается на кусочки размером 3...5 мм

Супесь пылеватая

Впечатление сухой муки

Песка мало, преобладают пылеватые частицы

Цементации нет

Состояние плывунное

Шарик при встряхивании легко растекается в лепешку, в шнур не скатывается

Суглинок легкий

Чувствуются песчаные частицы, комочки раздавливаются легко

Ясно видно присутствие песчинок на фоне тонкого порошка

При раздавливании требуется некоторое усилие

Пластичность и липкость малая

Длинного шнура не получается

Суглинок пылеватый

Песка мало, комочки раздавливаются легко

Видны тонкие пылевидные частицы

Комья не тверды, под ударом молотка рассыпаются на мелкие кусочки

Пластичный, липкий

Длинного шнура не получается, так как он рвется на кусочки диаметром 3 мм

Суглинок тяжелый

При растирании в сухом состоянии чувствуется присутствие песка. Комочки раздавливаются с трудом

То же

То же

То же, но в большей степени

При раскатывании дает длинный шнур диаметром от 1 до 2 мм. Шарики при сдавливании в лепешку трескаются по краям

Глины

При растирании в сыром состоянии песчаных частиц не чувствуется. Комочки раздавливаются с большим трудом

Однородная глинистая тонкая порошкообразная масса, не содержащая частиц крупнее 0,25 мм

Твердый в кусках, при ударе молотком колется на отдельные куски

Очень пластичный, липкий и мажущийся

При раскатывании дает прочный длинный шнур диаметром не менее 1 мм. Легко скатывается в шарики, при сдавливании в лепешку не трескается по краям

Таблица 19

Определение плотности связных грунтов

Степень плотности грунта

Характеристика плотности

Рыхлый

Лопата свободно входит в грунт. При выбрасывании куски грунта распадаются. При бурении буровая ложка легко уходит в грунт

Средней плотности

Лопата нажимом ноги погружается в грунт на штык. Вынутые куски распадаются. Буровая ложка от 10 оборотов уходит на глубину 15...20 см. Инструмент вращается сравнительно легко.

Плотный

Лопата в грунт идет с трудом. Куски грунта разламываются руками с усилием. От 10 оборотов с нагрузкой на шарнирный хомут 1 человека буровая ложка уходит на глубину 10...15 см

Очень плотный

Лопата в грунт не погружается. Разработку ведут с помощью кирки и лома. Куски руками не разламываются. Бурение производится змеевиком с пригрузом 1...2 человека, от 10 оборотов змеевик погружается на 5...7 см

Таблица 20

Определение влажности грунтов

Степень влажности

Характеристика влажности

Сухой

При растирании грунт пылит и не дает ощущения прохладной массы

Маловлажный

Грунт дает ощущение прохладной массы

Влажный

При сжатии в руке вода из грунта не сочится, но приложенная непроклеенная бумага к грунту промокает

Очень влажный

При сжатии грунта в руке вода выделяется слабо. Грунт сильно пачкает руки и при встряхивании на ладони расползается в лепешку

Водонасыщенный

При сжатии в руке из грунта вода сильно сочится, в спокойном состоянии (на доске) грунт расползается

Таблица 21

Определение консистенции глинистых грунтов

Консистенция грунта

Характеристика грунта

Твердая

Грунт разламывается с трудом, от удара распадается на куски, маловлажен, почти сухой, под давлением не формируется

Тугопластичная

Грунт разламывается на куски. Под давлением формируется (палец с усилием вдавливается в грунт), шнур скатать не удается

Мягкопластичная

Грунт вязкий, прилипает к инструменту, от собственного веса форма не меняется, при раскатывании дает длинные плоские шнуры диаметром не менее 0,5 мм, слегка пачкает руки

Текучая

Грунт мягкий, сильно пачкает руки, от собственного веса без встряхивания расплывается по горизонтальной поверхности

Таблица 22

Толщина слоя в верхней части земляного полотна из непучинистых грунтов

Вид покрытия, тип дорожной одежды

Толщина слоя непучинистого или слабопучинистого грунта от поверхности покрытия, м, по зонам

II

III, IV, V

Покрытия цементобетонные монолитные

1,2

1,0

Покрытия железобетонные или армобетонные сборные

1,0

1,0

Покрытия асфальтобетонные дорожной одежды капитального типа

1,0

0,80

Покрытия асфальтобетонные дорожной одежды облегченного типа; из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими

0,80

0,80

Дорожные одежды переходного типа

0,50

-

Примечание. При использовании грунтов с Кф менее 0,5 м/сут. следует под дорожной одеждой устраивать на всю ширину земляного полотна дренирующий слой толщиной не менее 0,20 м из песчаных грунтов с Кф не менее 1 м/сут. или дренирующую прослойку из геотекстильного материала толщиной не менее 4 мм с водопроницаемостью не менее 50 м/сут. с выпуском полотнищ на откосы насыпи.

Таблица 23

Возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодкой или длительностоящими (более 30 сут.) поверхностными водами

Грунт земляного полотна

Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, по дорожно-климатическим зонам

II

III

IV

V

Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая

1,10

0,90

0,90

0,70

0,75

0,55

0,50

0,30

Песок пылеватый, супесь пылеватая

1,50

1,20

1,20

1,0

1,10

0,80

0,80

0,50

Суглинок легкий и суглинок тяжелый, глины

2,20

1,60

1,80

1,40

1,50

1,10

1,10

0,80

Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый

2,40

1,80

2,10

1,50

1,80

1,30

1,20

0,80

Примечание. Над чертой приведено возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодкой или длительностоящими (более 30 сут.) водами; под чертой - над поверхностью на участках с необеспеченным водоотводом или над уровнем кратковременно (менее 30 сут.) стоящих поверхностных вод.

Таблица 24

Коэффициент уплотнения грунтов

Тип покрытия

Коэффициент уплотнения

насыпей

Выемок и естественных оснований низких насыпей

на глубину от поверхности покрытия, м

до 1,5

1,5...6,0

более 6,0

до 1,2

Покрытия монолитные и на цементогрунтовых основаниях

1,0

0,95...0,98

0,98

1,0

Покрытия сборные из железобетонных плит, асфальтобетонные, дорожные одежды облегченного типа

0,98

0,95

0,98

0,98

Дорожные одежды переходного типа

0,95

0,95

0,95

0,95

Примечание. Коэффициент уплотнения - это отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77.

Насыпи следует возводить на прочных основаниях. К слабым следует относить основания, имеющие слой толщиной менее 0,5 м из слабых грунтов (торф, сапропель и т.д.), в пределах активной зоны. Ориентировочно за толщину активной зоны принимается ширина насыпи понизу.

При строительстве насыпей на слабых основаниях необходимо предусматривать мероприятия:

уменьшение собственного веса насыпи за счет устройства ее из легких материалов (шлак, керамзит и т.д.);

увеличение коэффициента заложения откоса от 1:5 до 1:10;

отсыпка насыпи на жесткий настил;

предварительное осушение основания.

Насыпи, как правило, возводят из однородных грунтов, отсыпаемых на всю ширину земляного полотна горизонтальными или слабонаклонными (до 20 ) слоями толщиной 0,15...0,5 м.

При сооружении насыпей из неоднородных грунтов следует соблюдать следующие правила.

1. Рабочий слой насыпи отсыпается из непучинистых или слабопучинистых грунтов.

2. Дренирующие грунты следует располагать в верхних, а водонепроницаемые - в нижних слоях насыпи.

3. Грунты и промышленные отходы, подверженные изменениям в объеме и теряющие устойчивость при увлажнении, следует располагать в средней по высоте части насыпи, перекрывая их отдельными тонкими (до 10 см) прослоями песка или геотекстильного материала.

4. Возведение насыпи из неоднородных грунтов, состоящих из песка, суглинка и гравия, разрешается в виде естественной карьерной смеси.

Запрещается бессистемная отсыпка различных по своим свойствам грунтов в насыпь.

Возведение насыпи «в задел» для естественной осадки без уплотнения грунта не допускается, за исключением устройства нижней части ее на болотах с удалением торфа.

Возведение насыпей на устойчивых склонах от 1:5 до 1:10 производится с обязательным снятием растительного слоя; на склонах косогора от 1:3 до 1:5 устраивают уступы высотой до 1,0 м; на склонах более 1:3 - полунасыпь-полувыемку или на полке, не ухудшая устойчивости склона. Крутизну откосов насыпи высотой до 2,0 м следует назначать не более 1:3, а высотой более 2,0 м определять по табл. 25.

Таблица 25

Крутизна откосов насыпи

Грунты насыпи

Наибольшая крутизна откосов насыпи высотой, м

от 2,0 до 6,0

до 12,0

в нижней части - 0...6,0 м

в верхней части - 6,0...12,0 м

Глыбовые и валунные из слабовыветривающих пород

1:1...1:1,3

1:1,3...1:1,5

1:1,3...1:1,5

Песчаные, за исключением мелких и пылеватых песков

1:1,5

1:1,75

1:1,5

Песчаные мелкие пылеватые, глинистые и лессовые, золы и золошлаковые смеси

1:1,5

1:1,75

1:1,75

1:2

1:1,75

1:2

Примечание. Под чертой указана крутизна откосов для пылеватых грунтов.

Рис. 3

НАСЫПИ

Тип поперечного профиля

Наименование поперечного профиля

Наименование грунта

Категория дороги

Крутизна откоса

Высота насыпи, м

Высота откоса, м

до 2,0

до 3,0

до 6,0

В части 0-6,0

В части 0-12

1

Насыпь высотой до 3(2) м

Песчаные супеси, суглинки

I-III

1:4

 

 

 

 

2

С кюветами и резервами

IV-V

 

1:3

 

 

 

3

Насыпь высотой до 6,0 м

Крупнообломочные и песчаные

I-III

IV-V

1:4

1:3

1:1,5

1:1,5

1:1,5

4

Насыпь высотой до 12,0 м

Песчаные, мелкие и пылеватые глинистые

I-III

IV-V

1:4

1:3

1:1,5

1:1,75

1:1,75

1:2,0

1:1,5

1:1,75

 

Тип поперечного профиля

Наименование поперечного профиля

Наименование грунта

Категория дороги

Крутизна откоса

Верхний откос высотой, м

Низовой откос до 12,0 м

Насыпь высотой до, м

В нижней части 0-6,0

В верхней части 0-12

2,0

3,0

6,0

5

Насыпи высотой откоса низовой стороны до 12,0 м на склонах с крутизной 1:10-1:15 и 1:5-1:3

Крупнообломочные и песчаные

I-III

IV-V

1:3

1:4

1:1,5

1:1,5

1:1,5

6

Песчаные, пылеватые и мелкие глинистые и лессовые

I-III

IV-V

1:3

1:4

1:1,5

1:1,75

1:1,75

1:2

1:1,5

1:1,75

В знаменателе дана крутизна откосов для пылеватых грунтов и одноразмерных мелких песков.

Рис. 4

ВЫЕМКИ

Примечания:

1. Выемка 7А (7Б), высотой до 1 м, раскрытая (разделанная под насыпь). Применяется в нестесненных условиях.

2. Выемка 8, высотой до 1,0 м, применяется в стесненных условиях и где отсутствуют снежные заносы.

Выемки 7 и 8 применяются на начальных участках глубоких выемок длиной не менее 10,0 м.

3. Выемка 9, высотой 1,0-5,0 м, применяется на снегозаносимых участках с шириной полки (обочины) не менее 4,0 м.

Для дорог IV-V категорий крутизна внутреннего откоса принимается 1:3.

4. Выемки 10, высотой до 12,0 м применяются на равнинной местности.

5. Выемки 16, высотой до 12,0 м применяются на косогорах от 1:10, 1:3.

6. Крутизна внутренних откосов для дорог IV-V категорий - 1:3.

7. Крутизна внешних откосов принимается:

а) песчаные крупно-, среднезернистые, глинистые твердой и полутвердой консистенции грунты - 1:1,5.

б) мелкие и пылеватые песчаные, глинистые тугопластичной и мягкопластичной консистенции - 1:2.

Выемки

Выемки глубиной до 1 м для предохранения от снежных заносов устраивают раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь.

Выемки глубиной от 1 до 5 м на снегозаносимых участках сооружают с откосами 1:1,5...1:2 и дополнительной полкой или обочинами шириной не менее 4 м. Типовые насыпи и выемки изображены на рис. 3, 4.

В выемках глубиной более 2,0 м, устраиваемых в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, следует возводить закюветные полки шириной 1,0...2,0 м. Крутизна откосов выемки глубиной до 12 м принимается 1:1,5, а в глинистых пылеватых грунтах - 1:2.

Откосы насыпей выемок и водоотводных сооружений должны быть укреплены. Тип укрепления зависит от высоты (глубины) насыпи (выемки), физико-механических свойств грунтов и гидрологического режима подтопления. Типовые конструкции насыпей и выемок приведены на рис. 3, 4.

Дорожный водоотвод

Водоотвод состоит из ряда сооружений и конструктивных мероприятий (поперечный уклон покрытия, дополнительный слой основания и т.д.), предназначенных для перехвата и отвода воды от земляного полотна.

Боковые канавы устраивают в выемках и у насыпи высотой более 2,0 м с продольными уклонами не менее 5 , а в случаях малого естественного уклона - 3 . При явно выраженном уклоне местности боковые канавы устраивают только с нагорной стороны. Глубину канав в равнинной местности назначают 0,7...0,8 м, но не более 1,2...1,5 м с таким расчетом, чтобы низ дренажного слоя (дренажной воронки) возвышался над дном канавы не менее 0,2 м.

При продольных уклонах более 10 необходимо устраивать укрепление откосов и дна канавы (табл. 26).

В местах с постоянным избыточным увлажнением дополнительный слой основания устраивается на всю ширину земляного полотна.

Таблица 26

Укрепление откосов и дна боковых канав

Тип укрепления

Продольный уклон