|
Система
нормативных документов в строительстве СТРОИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРАБОТКА
И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ СНиП
82-01-95 МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКВА 1995 ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Разработаны
Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в
строительстве Минстроя России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и
Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления
строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России. Внесены Главным управлением совершенствования
ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России. 2. Приняты и
введены в действие Постановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60. 3. Взамен СНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном
нормировании расхода материалов в строительстве». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕСтроительные нормы и правила (СНиП 82-01-95)
«Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в
строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми
экономическими условиями и действующими в России законодательством и
нормативными актами федеральных органов Российской Федерации. СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей
Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП
10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода
материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные
методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и
области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для
дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов,
разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные
документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны
выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в
действие соответствующими решениями Минстроя России. Министерства и другие центральные органы федеральной
исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества,
строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами
могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные
показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические
особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов
строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы,
нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям
настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных
материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в
соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между
участниками инвестиционного процесса. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ NORMS OF MATERIALS USAGE FOR
CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES Дата введения 1996-01-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие нормы и правила по разработке и применению
норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют
основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и
нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения. СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения». Положения настоящего документа обязательны для
органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от
организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций,
осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве,
соблюдение положений разделов
4, 5,
6 и п. 7.2 настоящего
СНиП является обязательным. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих нормах и правилах использованы положения
следующих документов: ГОСТ
Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Основные положения». ГОСТ Р 1.2-92
«Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки
государственных стандартов». ГОСТ
Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов». СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения». 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящих строительных нормах и правилах применены
термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП
10-01-94. 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода
материальных ресурсов в строительстве1 представляет собой
совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки,
обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для
производства строительной продукции, исходя из структуры управления
строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской
Федерации. ___________ 1 В дальнейшем - подсистема (комплекс) норм расхода материалов. 4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов
направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения: соответствия строительных материалов, конструкций и
изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и
эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и
общетехнических требований; разработки и применения норм расхода материалов,
позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию
заданного качества с минимальными затратами; контроля за использованием государственных и других
инвестиций в строительстве; рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях
спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками; методического единства разработки и применения
подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять
привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью
создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов. 4.3.
Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема
работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания,
сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных
и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы
измерения строительной продукции. 4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в
строительстве построена на принципах прогрессивности,
научно - технической обоснованности и взаимодействия с государственной
системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по
стандартизации. Прогрессивность норм обеспечивается путем
отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или
единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование
сырьевых ресурсов, расширение применения материалов - заменителей и вторичных
ресурсов. Научно-техническая
обоснованность
определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники,
технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах
ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их
проектирования. Взаимодействие с государственной системой
стандартизации Российской Федерации и международными организациями по
стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по
строительству и промышленности строительных материалов, строительным
законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран. 4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода
материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования.
В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов
следующих видов: элементные, усредненные
и укрупненные. По масштабу применения данные виды норм
подразделяются на: федеральные
(типовые), территориальные
(региональные) и местные
(фирменные). Федеральные (типовые) нормы могут быть
элементными, усредненными и укрупненными. Территориальные (региональные) нормы могут
быть усредненными и укрупненными. Местные (фирменные) нормы могут
быть элементными. 4.6. Федеральная
(типовая) элементная норма - это
расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема
работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное
качество, типовые технологии изготовления продукции и производства
строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) элементная норма
регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ),
обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и
оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных
работ. Федеральная (типовая) элементная норма содержит
чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при
производстве, транспортировании и хранении. Перечень федеральных (типовых) элементных норм
приведен в приложении
Б. Местная (фирменная) элементная норма - это разработанный
методами технического нормирования необходимый расход материала на производство
единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом
фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий
на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной
строительной организации. Местная (фирменная) элементная норма состоит из
чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь,
образующихся в пределах строительной площадки. 4.7. Федеральная
(типовая) усредненная норма - это
расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема
работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам
качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и
производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) усредненная норма включает
чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь. Перечень федеральных (типовых) усредненных норм
приведен в приложении
В. Территориальная
(региональная)
усредненная норма - это расход
материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ
заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и
условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном
регионе, территории, республике, крае, области. Территориальная (региональная) усредненная норма
состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь. 4.8. Федеральная
(типовая) укрупненная норма - это
расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ,
технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или
их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу
мощности, прироста мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади
жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных
показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности
объектов строительства на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) укрупненная норма включает
расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с
учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от
поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для
выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.). Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм
приведен в приложении
Г. Территориальная (региональная) укрупненная норма - это расход
материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и
пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный
на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста
мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие
показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом
отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также
природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона,
территории, края, области. Территориальная (региональная) укрупненная норма
может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой)
укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных
усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь,
образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также
расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ
(ремонтных, эксплуатационных и др.). 4.9. Размерность
норм расхода - единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и
конструкций - должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении
строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете,
других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения
ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы
международной системы СИ: длина - в м, масса - в кг, объем - в м3,
площадь - в м2. При разработке усредненных или укрупненных норм,
наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы
измерения: черные металлы - в тоннах стали марки Ст3, цемент - в тоннах в
пересчете на марку «400», лесоматериалы - в кубических метрах круглого леса,
стеновые материалы - в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные -
в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические - в
метрах условных труб и т.д. Единицы измерения объектов нормирования (п. 4.3) должны в
стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения,
использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя
из инвестиционных циклов и уровней управления. 5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и
применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является
обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм -
федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных). 5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных
ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые)
нормы, устанавливается Минстроем России. Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под
методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными,
проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями. Федеральные (типовые) нормы принимаются
(согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей
территории Российской Федерации. 5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных
ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы,
устанавливается местной администрацией республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей
территории региона предприятиями и организациями независимо от форм
собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым
(федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации
региона проектными, проектно-технологическими, научно - исследовательскими и
другими организациями. Территориальные нормы принимаются (согласовываются)
в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на
территории данного региона. 5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных
ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы,
устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы,
акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим
типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов,
технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных
работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации. Местные нормы утверждаются (согласовываются)
руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного
общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в
организации. 5.5. В зависимости от вида норм (элементные,
усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования. При разработке элементных норм используется
сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим
методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих
чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и
т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь
определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт
раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия
проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии
конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации. При разработке усредненных и укрупненных норм
используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с
отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать
сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт
передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с
использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции
или вид строительно-монтажных работ. 5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по
мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации
строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих
уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ. 6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода
материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается
соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа
по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д, Е.
Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую
часть и таблицы норм. 6.2. Техническая часть должна состоять из разделов:
«Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и
«Коэффициенты к нормам». В разделе «Общие указания» должны помещаться общие
для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается
помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм. В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме
правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов. В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости
могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества
аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене
материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов
должны быть четко определены. Пункты технической части должны иметь двойную
нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела. 6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание
состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование
таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь
самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование
нескольким таблицам. Заголовочная часть таблицы может формироваться из
нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая
для многих норм; на втором - для нескольких норм и т.д.; на последнем - для
одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации,
помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно
давать законченное и грамматически правильное наименование нормы. В описании состава работ должен приводиться полный
перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то
необходимо указывать номера граф, к которым она относится. 6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы
и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст. 6.5. Наименование и единица измерения материала должны
совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными
Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). 6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по
конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом
- объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы
на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует
под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер
норм. 6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в
разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и
наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы - в
пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование
раздела, не повторяя его. 6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по
сборнику сквозным методом, а страниц - от титульного листа, являющегося первой
страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь
оглавление. 7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в
строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в
соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом. 7.2.
Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми
органами управления, предприятиями и организациями независимо от
организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая
общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных
партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на
отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях
дает Минстрой России в установленном порядке. 7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа
применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя
(заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они
являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика. 7.4. Юридические и физические лица несут ответственность
за нарушение обязательных требований и правильность применения положений
настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством. Приложение
А
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приложение
Б
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
Примечание. Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и издания. Приложение В
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ
Приложение
Г
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ1. Нормы расхода материалов и изделий на 1000 м2
приведенной общей площади жилых зданий. 2. Нормы расхода материалов и изделий на единицу
мощности (прироста мощности) по отраслям и видам производств. 3. Нормы расхода материалов и изделий на единицу
сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства. Приложение
Д
ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Приложение
Е
ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Ключевые слова: норма, нормативный показатель, расход материальных ресурсов, цели, задачи, принципы, структура, объект нормирования, метод разработки, размерность норм, область применения |
|
|