|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА ГОСТ 28609-90 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.92 Настоящий стандарт
распространяется на краны мостового типа и консольные и устанавливает
рекомендуемые основные положения расчета с целью обеспечения надежности при
установке, монтаже и эксплуатации кранов. 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты кранов и их
элементов должны выполняться в соответствии с утвержденной
нормативно-технической документацией. В обоснованных случаях допускается
проводить расчеты на основе результатов теоретических и экспериментальных
исследований или с использованием инженерных методик. 1.2. Результаты расчета
должны обеспечивать сохранение несущей способности крана и его элементов, а
также надежности при заданных эксплуатационных характеристиках в течение
установленного срока службы, при условии изготовления, установки и
использования крана в соответствии с требованиями нормативно-технической и
эксплуатационной документации. 1.3. При расчёте кранов
следует учитывать следующие расчетные ситуации: установившуюся, имеющую
продолжительность того же порядка, что и срок службы крана или срок его
соответствующих элементов до списания или до капитального ремонта (если таковой
производится); переходную, имеющую
продолжительность, небольшую по сравнению со сроком службы крана (например,
транспортировка и монтаж крана, использование технологического крана для
монтажных работ); аварийную, характеризующуюся
малой вероятностью появления и продолжительностью (например, обусловленную
столкновением кранов, внезапным отказом какого-либо элемента конструкции). Указанные расчетные ситуации
определяют выбор соответствующих расчетных схем и условий нагружения кранов и
их элементов, виды предельных состояний и других показателей, определяющих
несущую способность и работоспособность конструкций. 1.4. Принятый метод расчета,
а также используемые для расчета исходные данные должны учитывать возможную
изменчивость действующих нагрузок, геометрических и механических свойств
материала за срок службы крана или его элемента (например, возможность
увеличения массы конструкции вследствие проводимых в ходе эксплуатации
модернизации, уменьшения сечений элементов вследствие износа и коррозии). 1.5. Для учета степени
ответственности кранов и их элементов, а также последствий, связанных с их
возможным отказом, устанавливаются следующие классы ответственности,
определяемые назначением класса или его элементов: класс 1 - краны и элементы
конструкции особо высокой ответственности; класс 2 - краны и элементы
конструкции высокой ответственности; класс 3 - краны и элементы
конструкции нормальной ответственности. Классы ответственности
приведены в приложении. Класс ответственности
учитывают при определении показателей, регламентирующих расчетные значения
нагрузок путем введения коэффициента надежности по назначению. 2.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА
2.1. Для расчета кранов и их
элементов используют выраженные в детерминированной форме методы предельных
состояний (для металлических конструкций) и допускаемых напряжений (для
механизмов). 2.2. При наличии необходимых
исходных данных допускается для расчета кранов и их элементов применять
вероятностные методы. 2.3. Входящие в расчетные
зависимости показатели рекомендуется находить как случайные величины или как
случайные процессы. 3.
УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
3.1. Основным условием
сохранения несущей способности элементов металлических конструкций и механизмов
является соблюдение требования, что действующие в элементе усилия не превышают
его несущей способности. В соответствии с характером
напряжения и особенностями выполнения элемента, а также свойств его материала
за предельное напряжение принимают нормативные значения предела прочности,
предела текучести или предела выносливости, а для случая потери устойчивости -
критическое напряжение. 3.2. В обоснованных случаях
допускается проводить расчет: для пластичных материалов с
учетом работы в упругопластической зоне; для отдельных зон элементов,
испытывающих изгиб, с учетом напряжений, превышающих критические напряжения
потери устойчивости; при ограниченном (N£5×104) числе циклов
напряжений для условий малоцикловой усталости. 4.
РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ
4.1. Вне зависимости от принятого
метода расчета следует учитывать нагрузки следующих видов: систематические,
случайные, исключительные и прочие. Систематические и случайные
нагрузки соответствуют установившейся расчетной ситуации, исключительные -
переходной и аварийной ситуации, а прочие переходной ситуации. 4.2. Систематические
нагрузки возникают при использовании кранов в условиях, определенных
эксплуатационной документацией. Эти нагрузки вызваны силами тяжести элементов
крана и груза, ускорениями и замедлениями массы груза и элементов конструкций
крана, а также выполнением краном дополнительных операций, предусмотренных
технологией работ (например, динамические нагрузки от подвешенного к крюку
крана вибратора). 4.3. К случайным нагрузкам
относят нагрузки, обусловленные метеорологическими факторами (ветровые нагрузки
в рабочем состоянии, снеговые и гололедные нагрузки, температурные
воздействия), а также перекосные нагрузки при установившемся движении. 4.4. К исключительным нагрузкам
относят ветровые нагрузки в нерабочем состоянии, испытательные нагрузки,
динамические нагрузки, вызванные соударением буферов; нагрузки, вызванные
внезапным отключением электропитания крана и поломками элементов механизмов, а
также сейсмические нагрузки. 4.5. К прочим нагрузкам
относят нагрузки, возникающие в процессе монтажа и транспортирования крана. 6.
РАСЧЕТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
5.1. Метод расчета 5.1.1. Металлические
конструкции рекомендуется рассчитывать по методу предельных состояний. 5.1.2. Устанавливают две
группы предельных состояний: 1 - по исчерпанию
конструкцией несущей способности; 2 - по достижению условий,
нарушающих нормальную эксплуатацию. 5.1.3. Предельные состояния
1-й группы характеризуются следующими условиями: разрушение элемента или
соединения конструкции (хрупкое, вязкое, усталостное); достижение состояния, при
котором дальнейшее увеличение нагрузок приведет к переходу конструкции или его
элемента в изменяемую систему (например, вследствие потери устойчивости формы
или достижения напряжениями в определенных зонах сечения предела текучести). 5.1.4. Предельные состояния
2-й группы характеризуются следующими условиями: возникновением деформаций и
перемещений элементов конструкции, препятствующих нормальной эксплуатации крана
(например наклон подтележечных направляющих, снижающий точность остановки
грузовой тележки, деформации концевых балок, приводящие к ухудшению ходовых
свойств крана и т.п.); возникновением колебаний,
препятствующих достижению установленной точности работы крана, а также
приводящих к недопустимым воздействиям на людей, находящихся на кране. 5.2. Основные расчетные зависимости 5.2.1. Расчетная зависимость
первого предельного состояния имеет вид (1) где gn - коэффициент надежности по назначению крана или
элемента конструкции; F
-
обобщенное расчетное усилие для соответствующего сочетания нагрузок; qn - нормативная нагрузка; gf
- коэффициент надежности по нагрузке; S - обобщенная несущая способность конструкции или ее
элемента; Ф - геометрический фактор,
характеризующий зависимость между действующей нагрузкой и напряженным
состоянием конструкции; Rn -
нормативное сопротивление материала; gm
- коэффициент надежности по материалу; gd -
коэффициент условий работы. 5.2.2. Основная расчетная зависимость
второго предельного состояния имеет вид (2) где - коэффициент
надежности по назначению крана или элемента конструкции; y - обобщенная зависимость
между действующей нагрузкой и показателями деформации; - коэффициент условий работы. (Индекс «¢» соответствует второму
предельному состоянию). В общем случае 5.2.3. Коэффициент
надежности по нагрузке gd учитывает возможность
отклонения при данном расчетном сочетании нагрузок от их нормативного значения.
В общем случае в разных расчетных сочетаниях нагрузке каждого вида
соответствует свое значение gd. 5.2.4. Коэффициенты условий
работы gd,
учитывают в общем
случае возможность отклонений: принятой расчетной схемы от
проекта конструкции; качества изготовления
элементов конструкции от установленных технической документацией требований,
включая размеры элементов, выполнение соединений и т.п. 5.2.5. Коэффициент
надежности по материалу gm
учитывает возможные отклонения механических характеристик материала и размеров
сортамента от установленных стандартами или техническими условиями. 6. РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ 6.1. Расчеты механизмов и их
элементов рекомендуется проводить методом допускаемых напряжений. Основная
расчетная зависимость имеет вид: где F- обобщенная нагрузка или
воздействие; gn
- коэффициент ответственности элемента; D
-
обобщенный фактор, учитывающий геометрические размеры элемента, свойства
материала и другие показатели, определяющие работоспособность механизма или его
элемента; n
-
коэффициент запаса. 6.2. Основная расчетная
зависимость для расчетов на прочность и сопротивление усталости имеет
вид: где Ф - геометрический
фактор; [s] - допускаемое напряжение; при этом где Rn -
нормативное сопротивление материала. 6.3. Расчетное значение
коэффициента запаса прочности n определяют по формуле где n1 - коэффициент условий
эксплуатации, учитывающий режим и вероятность возникновения перегрузок; n2 - коэффициент, учитывающий
влияние неоднородности структуры материала на сопротивление разрушению; n3 - коэффициент, учитывающий
точность расчета нагрузок и напряжений в расчетном сечении. ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное КЛАССЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРАНОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ А.С. Липатов, канд. техн. наук; И.И.
Абрамович, канд. техн. наук (руководитель темы); Н.М. Колпаков; Н.Н.
Кулькова, канд техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством
продукции и стандартам от 5.07.90 № 2111 3. Срок проверки - 1996 г.,
периодичность - 5 лет 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ |
|
|