|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ТАРА СИСТЕМА РАЗМЕРОВ ГОСТ 21140-88 (СТ СЭВ
227-87) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с
01.01.89 до 01.01.99 Настоящий
стандарт распространяется на тару прямоугольного и круглого сечения и
устанавливает для нее единую систему размеров, исходя из модуля 600´400 мм с учетом номинальных
размеров поддонов 1200´1000 мм и 1200´800 мм. Стандарт
следует применять при проектировании и закупке по импорту тары, оборудования,
связанного с размерами тары, средств пакетирования, транспортного и складского
оборудования. Стандарт не
распространяется на тару, для которой в зависимости от специальных условий и
технико-экономического обоснования определены другие размеры. Поправка
(ИУС 11-89). 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Размеры
транспортной и потребительской тары должны быть увязаны между собой и с
размерами средств пакетирования, транспортного, складского оборудования. 1.2. Размеры
тары, производимые от модуля 600´400 мм и обеспечивающие
полное заполнение площади поддонов 1200´1000 и 1200´800 мм, являются
предпочтительными. 2.
РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ
2.1. Сочетания
длины и ширины транспортной тары прямоугольного сечения должны соответствовать
указанным в таблице. При невозможности или нецелесообразности применения размеров основного
ряда сочетания длины и ширины транспортной тары выбирают из дополнительного
ряда размеров. Размеры, мм
Примечание. Подчеркнутые сочетания размеров являются предпочтительными. 2.2. Наружные диаметры транспортной тары круглого сечения выбирают из
следующего ряда размеров, мм: 1200, 1000, 800,
620, 600, 550, 500, 484, 435, 400, 370, 351, 320, 294, 277, 266, 246,
226, 219, 200 2.3. Внутренние
размеры транспортной тары устанавливаются, исходя из толщины ее стенок и с
учетом величины деформации при транспортировании и хранении продукции.
Например, вибрация при транспортировании, давление на ящики в штабеле и др. 2.4. При выборе
высоты транспортной тары следует исходить из основных принципов: минимального
расхода тарного материала и с учетом пакетных перевозок грузов (высота пакета). Рекомендуемый
ряд для выбора наружной высоты транспортной тары, мм: 1200, 1150,
1100, 1050, 1000, 950 900, 850, 800, 775, 720 675, 620, 600, 560, 500, 465,
400, 360, 333, 320, 300, 280, 266, 250, 240. 2.5. Отклонения
от размеров тары устанавливаются в стандартах на конкретные виды тары. 2.6. Схемы
размещения транспортной тары на поддонах приведены в приложениях 1, 2. 3.
РАЗМЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ
3.1. Порядок
расчета размеров потребительской тары, а также выбора транспортной тары для
потребительской или изделий заданных размеров даны в приложении 3. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое РАЗМЕЩЕНИЕ РЯДОВ ТРАНСПОРТНОЙ
ТАРЫ ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ НА ПОДДОНАХ
1. Обозначения: (I) - поддон размером 1200´1000 мм; (II) - поддон размером 1200´800 мм. 2. Ряд тары в штабеле по высоте располагают с разворотом каждого следующего слоя на 180°. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое РАЗМЕЩЕНИЕ
ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ КРУГЛОГО СЕЧЕНИЯ НА ПОДДОНАХ
Размеры, мм
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое ПОРЯДОК
РАСЧЕТА РАЗМЕРОВ ТАРЫ
1. Наружные
размеры потребительской тары должны быть увязаны с внутренними размерами
транспортной тары с учетом требований к количеству (массе) продукции и схеме укладок
потребительской тары в транспортную. 2. При
определении размеров потребительской тары основными являются ее теоретические
наружные размеры. Теоретические
наружные размеры потребительской тары включают ее внутренний размер, толщину
стенок и их деформацию после заполнения тары, размеры комплектующих деталей и
зазоры, необходимые для укладывания потребительской тары в трансфертную. 3.
Теоретические наружные размеры потребительской тары (l) вычисляют по формуле l = (1) где А - внутренний размер транспортной тары для рассчитываемого размера
потребительской тары по длине, ширине, высоте, мм; К - количество единиц потребительской тары в ряду для
одного внутреннего размера транспортной тары. 4. Внутренние
размеры (L) потребительской тары по длине, ширине, высоте, диаметру вычисляют
по формуле L = l - (Dl +
b + + ) (2) где l - теоретический наружный
размер тары по длине, ширине, высоте и диаметру, мм; Dl - суммарная величина
деформации по длине, ширине, высоте и диаметру наполненной тары, мм; b - суммарная толщина двух стенок тары с учетом
конструктивных деталей, увеличивающих ее габаритные размеры (бортики, ручки и
т. п.), мм; c - величина зазора, необходимого для ручной или
механизированной укладки блока тары в ящик, мм; f - суммарная толщина
комплектующих деталей (перегородок, прокладок и т. п.), мм; k - количество единиц потребительской тары в ряду для
одного внутреннего размера транспортной тары. Величины Dl и c определяются экспериментально путем опытных укладок. 5. В случае
необходимости определения (выбора) размеров транспортной тары по установленным
параметрам потребительской - (в мм) теоретические размеры потребительской тары
вычисляют по формуле: l = L + Dl +
b + + (3) 5.1. После
определения теоретической длины, ширины и высоты потребительской тары
устанавливают количество ее единиц (N) в транспортной таре по формуле N =
(4) где М - масса груза в единице транспортной тары, кг; т - масса брутто изделия (товара) в единице
потребительской упаковки или масса изделия при упаковывании без потребительской
тары, кг; тb - масса комплектующих деталей
и вспомогательных упаковочных средств в единице транспортной тары, кг. Величина М определяется в зависимости от
требований потребителя, способов проведения манипуляций с транспортной тарой,
требований к сохранности продукции и других факторов. Если при
погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах предусмотрен ручной
труд, то необходимо учитывать ограничения по нормам переноски грузов,
установленных государственными документами. 5.2. С целью
выбора транспортной тары оптимальных размеров анализируются различные варианты
укладывания потребительской тары (изделий) в транспортную. При
необходимости анализа большого числа вариантов работу целесообразно проводить с
применением электронно-вычислительных машин. 5.3. Внутренние
размеры транспортной тары (А) вычисляют
(в мм) по формуле A = l∙k 5.4. Наружные
размеры транспортной тары определяют с учетом толщины тарного материала и
конструкции тары. При этом полученные расчетным путем размеры транспортной тары
увеличиваются до ближайшего размера, приведенного в таблице, при условии
обеспечения сохранности продукции. 6. При
необходимости производится экспериментальная проверка полученных размеров
потребительской и транспортной тары. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению ИСПОЛНИТЕЛИ: В. А. Данилевский, канд. техн. наук, Г. М. Рудин, К.
И. Ионова, И. В. Бритова, Н. И. Королева, Л. В. Ушнурцева, Л. Г. Катана 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
29.09.88 № 3317 3. Стандарт полностью
соответствует СТ СЭВ 227-87. 4. Стандарт соответствует МС
ИСО 3384 и МС ИСО 3696. 5. ВЗАМЕН ГОСТ 21140-75. 6. Срок первой проверки -
1997 г. Периодичность проверки - 5 лет. СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|