Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

Система нормативных документов в строительстве

СВОД ПРАВИЛ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

СП 35-106-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

Москва
2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (ФГУП «Институт общественных зданий») Госстроя России

2 ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России

3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

4 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. № 166

5 ВВЕДЕН впервые

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1 Область применения. 3

2 Нормативные ссылки. 3

3 Общие положения. 4

4 Расчет учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп. 6

Общие принципы и нормы расчета. 6

Сетевой расчет учреждений социального обслуживания. 7

Пообъектный расчет учреждений социального обслуживания. 10

5 Определение вместимости, полезной площади и мощности системы социального обслуживания. 11

6 Размещение учреждений социального обслуживания. 12

Общие требования. 12

Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания. 13

Земельные участки учреждений социального обслуживания. 16

Приложение А. Список принятых в тексте сокращений. 18

Приложение Б. Типология учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп. 18

Приложение В. Предпосылки расчета. 20

Приложение Г. Нормы и методы расчета. 22

Приложение Д. Определение ресурсов системы обслуживания. 34

Справочный материал. 37

Термины и определения. 37

Библиография. 38

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил выполнен в развитие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также в дополнение к положениям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», касающимся формирования нормативной базы и методики расчета, размеров участков и принципов размещения объектов системы социального обслуживания пожилых людей.

Потребность в нормативном и подзаконном обеспечении проблемы обслуживания пожилых людей обусловлена отсутствием единого подхода к нормированию, оценке эффективности учреждений социального назначения. Действующие нормативы СНиП 2.07.01-89* практически не учитывают интересы пожилых людей и ориентированы преимущественно на социально активную часть населения. В СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» речь идет об обслуживании в традиционных учреждениях и зданиях. Однако для выполнения требований федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [2], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [1], постановления Правительства РФ «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.. [3] необходима конкретизация градостроительных норм и правил применительно к образу жизни пожилых людей.

Основными функциями социального обслуживания согласно федеральным законам и отраслевым нормативным документам являются:

оказание материальной и социально-бытовой помощи;

организация питания;

содействие в получении медицинской и реабилитационной помощи;

оказание социально-психологической, правовой и консультативной поддержки;

помощь в организации досуга.

Основой содержания СП 35-106 является система формирования и размещения типов учреждений социального обслуживания с учетом потребностей пожилых людей в различных формах обслуживания и частоте получения услуг, сформулированных бывшим ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) Минтруда России в 1989 г. на базе репрезентативных обследований 10 областей России [10].

Работа выполнена авторским коллективом в составе: научный руководитель по разделу III ФЦП «Старшее поколение» и научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «Институт общественных зданий») (ИОЗ), руководитель разработки и ответственный исполнитель - канд. архит. A.M. Базилевич (ИОЗ), при участии д-ра мед. наук Н.Ф. Дементьевой (ФЦЭРИ), инж. Л. Сигачевой (ИОЗ). Компьютерная графика - канд. техн. наук, д-р философии А. Цыганов (ЭНИО комитет).

Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России (Н.Е. Ускова, И.Н. Бондаренко).

Представлен к утверждению Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ (В. Тишенко, С. Сопоцько) и Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова).

Согласован Минтрудом России, Государственной противопожарной службой МЧС России, СЭС Минздрава России, Главгосэкспертизой России (отдел градостроительства; отдел общественных зданий и архитектуры), Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л. Викторова).

Одобрен секцией «Архитектура» Научно-технического совета Госстроя России (протокол от 6 декабря 2001 г. № 01-НС-16/1).

СП 35-106-2003

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

CALCULATION AND ALLOCATION OF SOZIAL SERVICE ESTABLISHMENTS
THE ELDERLY PEOPLE

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Документ распространяется на проектирование системы учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп (далее - ЛСВГ, список принятых сокращений приведен в приложении А) и может учитываться при формировании структуры сети, при определении вместимости и размещении стационарных, полустационарных и нестационарных социальных учреждений, при расчете размеров их участков.

Положения настоящего Свода правил распространяются на проектирование следующих учреждений системы социального обслуживания: дома-интернаты, дома (отделения) сестринского ухода, хосписы, геронтологические центры и кабинеты при учреждениях здравоохранения, другие учреждения медико-социального назначения; оздоровительные и реабилитационные учреждения; территориальные центры социального обслуживания; учреждения надомого и дневного обслуживания ЛСВГ; специальные жилые дома, учреждения досугового назначения для ЛСВГ; учреждения для ЛСВГ без определенного места жительства и т.п.

Полный перечень учреждений дан в приложениях Б и В (таблица В.1).

1.2 Свод правил СП 35-106 является развитием и детализацией СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01. Требования настоящего СП рекомендуется учитывать при разработке документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений; в проектах планировки и застройки поселений, а также при разработке отраслевых (ведомственных) схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры.

СП 35-106 рекомендуется использовать при разработке комплексных схем обслуживания нуждающихся в социальной поддержке групп населения.

1.3 Документ предназначен для использования в работе органов социальной защиты, органов архитектуры и градостроительства, экспертизы, проектировщиков, заказчиков, а также других участников инвестиционно-градостроительной деятельности - федерального и муниципального уровней управления развитием территорий.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Своде правил сделаны ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 11-04-2003. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации

СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

СП 35-107-2003. Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:

специфические требования городских или сельских ЛСВГ;

наличие сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;

ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;

градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;

возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;

наличие у существующих учреждений земельных участков.

3.2 При разработке планов социального обслуживания ЛСВГ в рамках единой системы обслуживания всех категорий населения решаются типологические вопросы (определение структуры и типов учреждений), формы включения учреждений в комплексы, центры, а также градостроительные задачи (размещение объектов, резервирование территорий).

3.3 При проектировании системы учреждений социального обслуживания должны быть учтены как объективные потребности лиц старших возрастных групп, так и особенности учреждений, предоставляющих услуги. Нормы расчета учреждений обслуживания в настоящем документе комплексно учитывают:

особенности демографической и физиологической структуры ЛСВГ;

существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;

основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.

3.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1000 лиц старших возрастных групп.

Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений ЛСВГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).

3.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания ЛСВГ рекомендуется производить на трех уровнях градостроительной деятельности:

для территории Российской Федерации или ее частей (два и более субъектов РФ); для территорий субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов) и их частей - определяется вместимость систем социального обслуживания (в целом и отдельно - для городских и сельских поселений), а также формируется перечень учреждений обслуживания федерального уровня и уровня субъектов РФ;

для агломераций, пригородных зон, для территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - выявляются пропорции в развитии сети учреждений центра (агломерации, пригородной зоны, района, сельского округа) и остальных поселений. Здесь же формируется перечень стационарных учреждений;

для городских поселений - определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер территории, местоположение социальных учреждений в пределах административных единиц (районов) и элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон и др.).

3.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность пожилого населения к самообслуживанию. Группы людей по способности к самообслуживанию принимаются раздельно для городских и сельских поселений согласно таблице 3.1.

3.7 Лица старших возрастных групп по семейному статусу разделяются на две основные группы:

«одинокие» - ЛСВГ, не имеющие родственников или отдельно проживающие, а также семьи из двух пенсионеров. Процент данной группы ЛСВГ составляет в среднем в городских поселениях 45, в сельских - 70;

«семейные» - ЛСВГ, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку.

Таблица 3.1

Индекс

Характеристика пожилых людей по степени самообслуживания

% к итогу

в городских поселениях

в сельских поселениях

Ппс

Способные к полному самообслуживанию

55

35

Пчс

Способные к частичному самообслуживанию

37

54

Пнс

Не способные к самообслуживанию (из них - на постельном режиме)

8 (1,8)

11 (2,5)

3.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [10] и ФГУП ИОЗ можно считать 70 % ЛСВГ в городских поселениях и 55 % ЛСВГ - в сельских.

3.9 Лица старших возрастных групп с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:

Попс - одинокие, с полным самообслуживанием;

Пспс - семейные, с полным самообслуживанием;

Почс - одинокие, с частичным самообслуживанием;

Псчс - семейные, с частичным самообслуживанием;

Понс - одинокие, не способные к самообслуживанию;

Пснс - семейные, не способные к самообслуживанию.

Примечание - В подгруппах Понс и Пснс следует отдельно учитывать лиц, находящихся на постоянном постельном режиме.

Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 приложения В.

3.10 Предлагается единый (для городских и сельских поселений) принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100 %ый охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50 %-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50 %-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц.

Численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100 %-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1000 ЛСВГ, приведена в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Лица старших возрастных групп, проживающие

Базовая обеспеченность

Полная обеспеченность

% охвата

чел.

% охвата

чел.

В городских поселениях

20

140

100

700

В сельских поселениях

50

280

100

550

3.11 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания.

При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100 %-ную обеспеченность.

4 РАСЧЕТ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Общие принципы и нормы расчета

4.1 Сеть учреждений социального обслуживания имеет иерархическую структуру: высший федеральный уровень; уровень субъектов Федерации (области, края и пр.); низший (муниципальный) - в районах (уездах), сельских округах, в городах.

Расчет учреждений следует проводить «сверху», т.е. начиная с субъекта Федерации, что обеспечит связь всех видов сетей социального обслуживания.

4.2 Для расчета учреждений социального обслуживания пожилых людей требуются следующие исходные материалы:

удельный вес лиц старших возрастных групп от численности населения ля принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);

группировка лиц старших возрастных групп по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);

сведения о ЛСВГ прилегающих (к расчетной) территорий - для обеспечения полноты расчета учреждений (органы архитектуры и статистики);

перечень и перспективы сохранения существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг и штатные расписания, а также характер использования учреждений - для установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы соцзащиты);

территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры);

величина доходов ЛСВГ - для установления соотношения платных и бесплатных услуг (органы экономики);

объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет - для принятия тактики обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания (органы бюджетной политики).

4.3 При расчете сети учреждений социального обслуживания рекомендуется учитывать сроки пребывания в них клиентов, применяя Kи(j) - коэффициент пребывания лиц старших возрастных групп в j-ом учреждении в течение года.

По продолжительности обслуживания ЛСВГ учреждения социального обслуживания делятся на:

учреждения долгосрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 3 до 12 месяцев в году (Kи = 0,25 - 1,0);

учреждения среднесрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 1 до 3 месяцев в году (Kи = 0,077 - 0,25);

учреждения краткосрочного обслуживания - обслуживание менее 1 раза в месяц (Kи < 0,077).

Примечание - Особую группу составляют учреждения специального обслуживания (ЛСВГ без определенного места жительства) со сроком пребывания от 1 раза в сутки до 6 месяцев в году, Kи = 0,003 - 0,5.

4.4 Нормы расчета учреждений обслуживания определяются по формуле

Hj = П(j)Kи(j),                                                             (4.1)

где Hj -  расчетная норма j-го учреждения, выражения j-ой единицей вместимости на 1 тыс. ЛСВГ;

П(j) - потребность в j-ых учреждениях, чел/1 тыс ЛСВГ;

Kи(j) -     коэффициент пребывания клиента в учреждении.

Потребность лиц старших возрастных групп в услугах учреждений социального обслуживания П(j) следует принимать согласно «Методическим рекомендациям по определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста» (научный отчет ЦИЭТИН, 1998). Коэффициент пребывания ЛСВГ в учреждениях принимается на основе отраслевых стандартов или статистики фактической оборачиваемости единиц вместимости учреждений.

4.5 Нормы расчета при базовой и полной обеспеченности учреждениями социального обслуживания для городских и сельских поселений рекомендуется принимать по таблице Г.1 приложения Г.

4.6 Для расчета потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания рекомендуется использовать действующие ведомственные нормы согласно [6], часть из которых приведена в таблице Д.1 приложения Д.

4.7 В СП 35-106 приводятся средние по России значения расчетных показателей для формирования сети и типов учреждений социального обслуживания. Для регионов с резко выраженными отличиями (по демографии, условиям быта, экономики) возможна дополнительная коррекция этих показателей.

4.8 В зависимости от задач и вида градостроительной документации применяется один из двух методов расчета сети учреждений социального обслуживания:

метод сетевого расчета - определение полной (расчетной) вместимости учреждений (на стадии разработки территориальной комплексной схемы, генерального плана);

метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений (на стадии проекта планировки и проекта застройки).

Сетевой расчет учреждений социального обслуживания

4.9 При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания:

социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание;

медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);

социально-реабилитационное оздоровительное и досуговое обслуживание;

социально-консультативное обслуживание;

специальное жилище;

специализированное обслуживание (лиц без определенного места жительства).

4.10 После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в:

1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры - на базе стационарных учреждений;

2) центры территориального (дневного) социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) - на базе нестационарных учреждений.

4.11 Социальное обслуживание может осуществляться:

а) в специализированных учреждениях, предназначенных специально для пожилых людей;

б) в комплексных учреждениях, предназначенных для всех категорий нуждающихся в социальной поддержке слоев населения (многодетные, инвалиды, лица без определенного места жительства и пр.). Настоящим СП определяется лишь та доля вместимости, которая приходится на лиц старших возрастных групп;

в) в учреждениях общего пользования, предназначенных для всех групп населения, в том числе и для ЛСВГ. Доля вместимости этих учреждений, относящаяся к лицам старших возрастных групп, определяется в [18].

4.12 Расчет сети учреждений социального обслуживания выполняется для двух типов территорий градостроительного планирования:

1) территория Российской Федерации или ее часть (два и более субъектов РФ), территория субъекта РФ (область, край и пр.) или ее часть - агломерация, пригородная зона, район, сельский округ;

2) городское поселение, административная единица или элемент планировочной структуры (крупного, крупнейшего, сверхкрупного) города.

4.13 Расчет системы учреждений социального обслуживания территории субъектов РФ включает:

определение вместимости сетей учреждений двух типов поселений - городских и сельских;

определение системы учреждений и центров межселенного социального обслуживания;

размещение главных центров и подцентров.

Пример расчета системы учреждений социального обслуживания территории субъекта РФ приведен в таблице Г.3 приложения Г.

4.14 Ориентировочный набор и вместимость учреждений социального обслуживания применительно для центров разного ранга приведены в табл. Г.4 приложения Г.

4.15 Расчет системы обслуживания в районе (сельском округе) рекомендуется проводить с учетом:

разновременной доступности учреждений центра района (округа);

функционально-технологической и отраслевой специфики различных групп учреждений.

4.16 Система социального обслуживания в районе (сельском округе) зависит от размера и конфигурации территории, от степени развития транспортной системы. В случае превышения расстояния 50 км от поселений до центрального поселения территории, что соответствует зоне 2-часовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) на основе существующих поселений предусмотреть размещение в них филиалов центров социального обслуживания.

4.17 Вместимость учреждений центра района (сельского округа) и подцентров рассчитывается с охватом всего населения района. Так как центральное поселение района обычно является самым крупным населенным пунктом в районе и обслуживает наибольшее количество населения, в нем располагается основной комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием.

4.18 Вместимость сети стационарных учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания, социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений (отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле

Вс = Ла,                                                               (4.2)

где Вс -  вместимость стационарных учреждений;

Л -   общая численность лиц старших возрастных групп района, тыс. чел.;

а -   расчетный показатель обеспеченности учреждениями на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Г.1 приложения Г.

4.19 Вместимость сети нестационарных учреждений надомного обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует определять по формуле

Внс(н) = Л1а1 + Л2а2 + Л3а3,                                               (4.3)

где Внс(н) - вместимость нестационарных учреждений надомного обслуживания;

Л1 -     численность лиц старших возрастных групп, проживающих в центральном поселении района (округа), и ЛСВГ, проживающих в зоне 30-минутной транспортной доступности центрального поселения;

Л2 -     численность ЛСВГ, проживающих в пределах зон 30-60-минутной транспортной доступности;

а1, а2 - доля расчетного показателя обеспеченности учреждением социального обслуживания для Л1, Л2, проживающих в соответствующих зонах транспортной доступности;

Л3 -     численность лиц старших возрастных групп, проживающих за пределами 60-минутной транспортной доступности;

а3 -      доля расчетного показателя обеспеченности учреждениями социального обслуживания для Л3.

4.20 Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты) при амбулаторно-поликлинической системе здравоохранения подсчитывается по формуле

Внс(д) = Л1а1 + Л2а2,                                                     (4.4)

где Внс(д) - вместимость нестационарных учреждений дневного обслуживания.

4.21 Вместимость прочих учреждений социального обслуживания (специальное жилище, досуг и столовые) следует определять по формуле

Впу = Л1а1.                                                              (4.5)

Пример расчета системы социального обслуживания ЛСВГ сельских поселений приведен в таблице Г.5 приложения Г.

4.22 Расчет системы учреждений социального обслуживания города осуществляется в два этапа:

первый этап - расчет стационарной и полустационарной сети учреждений;

второй этап - расчет нестационарной сети.

Стационарные объекты рекомендуется определять на стадии разработки территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ.

4.23 Нестационарные учреждения рассчитываются одним из двух вариантов:

по нормативам полной обеспеченности, с определением необходимого числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и в периферийных районах с низкой плотностью жилой застройки;

в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений (так называемым блок-модульным способом) дневного и надомного обслуживания - в исторических и других частях городов с плотной застройкой.

4.24 Для городов различной величины (классификация и численность населения - по Градостроительному кодексу) число центров социального обслуживания составляет:

малые города (до 50 тыс. чел.)...................................................................................... 1-3

средние города (50-100 тыс. чел.)................................................................................. 3-6

большие города (100-250 тыс. чел.).............................................................................. 6-9

крупные города (250-1000 тыс. чел.).......................................................................... 9-16

крупнейшие города (1,0-3,0 млн. чел.)..................................................................... 16-24

сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.)....................................................................... более 24

Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6 приложения Г. При этом численность обслуживаемых ЛСВГ одним центром составляет:

1-5 тыс. ЛСВГ - для малых и средних городов;

10-30 тыс. ЛСВГ - для больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городов.

4.25 Для анализа эффективности центров социального обслуживания (ЦСО) можно применять качественно-количественную оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя методику, приведенную в таблице Г.7 приложения Г.

Пример расчета сети учреждений социального обслуживания в городе на примере района-новостройки с использованием ЦСО приведен в таблице Г.8 приложения Г.

Пообъектный расчет учреждений социального обслуживания

Традиционный способ расчета

4.26 Пообъектный расчет учреждений осуществляется в соответствии с результатами сетевого расчета (4.9-4.25) и предельной вместимостью учреждений, установленной в таблице В.1 приложения В.

4.27 Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на стадии сетевого расчета согласно таблице Г.6, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.9 приложения Г.

Блок-модульный способ расчета

4.28 Блок-модульный метод рекомендуется применять в малых городах и в сельских поселениях или при высокоплотной застройке с достаточно сформировавшейся системой социального обслуживания.

Блок-модульный метод характеризуется специализацией социальных работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.

4.29 Типы блоков надомного обслуживания (БНО) и радиус обслуживания применяются в соответствии с таблицей 4.1.

Таблица 4.1

Тип блока

Назначение блока

Радиус обслуживания поселений, км, городских/сельских

БНО.0

Для административных работников и методического аппарата (руководителей, заведующих отделениями, инструкторов социальных работников)

До 3/5

БНО.1

Для социальных работников, обеспечивающих доставку товаров и услуг в жилище ЛСВГ

До 1,5/3

БНО.2

Для социальных работников, оказывающих помощь ЛСВГ по домашнему хозяйству

До 0,5/1

БНО.3

Для социальных работников, осуществляющих сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и пр.)

До 1,5/3

БНО.4

Для услуг посреднического характера (медицинских работников, правоведов, психологов, педагогов)

До 0,5/1

4.30 Блок БНО.0 формируется согласно таблице Д.2 приложения Д. Выполнение персоналом блока БНО.0 преимущественно административных обязанностей позволяет размещать его безотносительно к зоне обслуживания.

Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.10 приложения Г. Размещение блоков БНО.1 и БНО.3, работники которых используют специальный транспорт, также не регламентируется. Необходимость, как минимум, двукратного ежедневного посещения блока БНО.2 его работниками обуславливает его доступность в пределах до 500 м.

4.31 Типы блоков дневного обслуживания (БДО) и радиус обслуживания рекомендуются в соответствии с таблицей 4.2.

Таблица 4.2

Тип блока

Назначение блока

Радиус обслуживания, м

БДО.1

Для занятия досугом (любительская и просветительская деятельность, физкультура, активный и спокойный отдых и т.п.)

До 1500

БДО.2

Для культурно-бытовых мероприятий, медико-реабилитационных консультаций, медицинских процедур

До 500

БДО.3

Для бытового и медико-оздоровительного обслуживания

До 250

Нормы расчета блоков дневного обслуживания приведены в таблице Г.10 приложения Г.

4.32 С учетом примерно равной частоты посещений отдельных блоков дневных учреждений (отделений) и блоков надомных услуг клиентами целесообразно их объединение в следующие модули:

Модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания - М1.0 = БНО.0.

Модуль сервисного и досугового обслуживания - М1 = БНО.3 + БДО.1. Радиус доступности - до 1,5 км.

Модуль доставочного и дневного обслуживания - М2 = БНО.1 + БДО.2. Радиус обслуживания - до 500 м. Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города.

Модуль медико-посреднических услуг - М3 = БНО.4 + БДО.3. Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа.

Модуль хозяйственно-бытовых услуг - М4 = БНО.2. Радиус доступности - до 500 м.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ, ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ И МОЩНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1 По итогам расчета сети учреждений социального обслуживания определяется общая численность обслуживаемых клиентов.

Одновременно выявляется вместимость учреждений системы, выраженная в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники, посадочные места и пр.

5.2 Общая полезная площадь системы обслуживания определяется суммой общих площадей помещений учреждений. При базовой обеспеченности общая площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2 приложения Г.

Удельный показатель общей площади на 1 тыс. ЛСВГ для города и села с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания приведен в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Структура системы обслуживания

Общая площадь, м2, учреждений социального обслуживания (при базовой обеспеченности) на 1 тыс. ЛСВГ

Городские поселения

Сельские поселения

Учреждения социального обслуживания

291

234

Административно-хозяйственные и методические подразделения центра социального обслуживания (аппарат ЦСО)

26

25

Здание органов социальной защиты населения

10

5

Всего

327

264

5.3 Для определения мощности системы социального обслуживания рекомендуется применять показатель (технологического) ресурса системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы.

Перечень кадров обслуживающего персонала учреждений обслуживания приведен в таблице Д.1 приложения Д.

5.4 Удельный показатель мощности системы социального обслуживания ориентировочно составляет:

20/30 работников социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ городских поселений соответственно при минимальной и полной обеспеченности учреждениями;

40/60 работника социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ сельских поселений.

5.5 При базовой (минимальной) обеспеченности учреждениями для каждой типологической группы поселений (при 17-25 % ЛСВГ от численности населения) предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Д.2 приложения Д.

5.6 Состав работников социальной службы выражается наличием двух групп:

основные специалисты - социальные работники и специалисты по социальной работе; медицинские работники (врачи и сестры); консультанты в области психологии, юриспруденции; инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии;

дополнительные работники - по организации питания, культработники, подсобные рабочие; административный аппарат.

Структура кадров работников учреждений социального обслуживания приведена в таблице Д.3 приложения Д, а структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания - в таблице Д.4 приложения Д.

6 РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Общие требования

6.1 Размещение учреждений социального обслуживания следует осуществлять по итогам расчета, приведенного в 4.1-4.32 настоящего СП. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации, вместимости, частоты посещения и времени пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует учитывать:

а) для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений;

б) для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети;

в) для нестационарных учреждений дневного обслуживания и специального жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений; природные и планировочные факторы; удельный вес пожилых людей с сохранившейся двигательной активностью.

6.2 К размещению учреждений социального обслуживания рекомендуется обращаться на трех последовательных этапах проектирования: градостроительного планирования развития территорий; разработки проекта планировки; составления проекта застройки.

6.3 На этапе градостроительного планирования развития территорий размещают суммарную вместимость специализированных учреждений по видам поселений (городскому и сельскому), по главным центрам частей территорий субъектов РФ.

К учреждениям обслуживания федерального уровня относятся:

специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и отдыха);

научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам геронтологии;

учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров - специалистов социальной службы.

Перечисленные учреждения размещают с учетом сложившейся сети объектов.

Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями.

В целях расширения зоны обслуживания учреждений федерального уровня целесообразно создание сети филиалов - консультативных центров с применением телекоммуникационных и электронных технологий.

К учреждениям территорий и частей субъектов Федерации относятся:

лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы;

центры реабилитации, санатории и дома отдыха;

дома ветеранов профессиональных и творческих объединений;

многопрофильные культурно-информационные центры.

6.4 На этапе разработки проекта планировки - учреждения социального обслуживания распределяют по зонам города - жилой, рекреационной, а также по территории пригородной зоны города или в пределах территорий районов, сельских округов.

К учреждениям, распределяемым по функциональным зонам относятся:

специальные жилые дома;

дома-интернаты;

хосписы;

лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры;

центры реабилитации;

центры социального обслуживания;

комплексы домов для лиц, не имеющих постоянного места жительства;

досуговые центры и центры занятости;

учреждения органов соцзащиты, включая органы областного и федерального уровней.

Параметры удаленности учреждений городского значения принимаются по СНиП 2.07.01.

6.5 В проектах застройки окончательно закрепляются участки учреждений социального обслуживания и их отделов, филиалов, а также предлагается объединение учреждений в комплексы и центры.

6.6 При выборе радиуса доступности учреждения обслуживания учитываются следующие правила:

для уникальных геронтологических центров - удаленность не регламентируется;

для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения медико-социального обслуживания) - временная удаленность - не более 2 часов;

для нестационарной сети:

а) для учреждений надомного обслуживания - до 1,5 км в городских поселениях и до 10 км в сельских;

б) для учреждений дневного обслуживания - до 0,5 км и до 3 км соответственно;

в) для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и до 3 км соответственно.

6.7 При блок-модульной организации надомно-дневного обслуживания следует придерживаться радиусов доступности, рекомендованных в таблицах 4.1 и 4.2.

6.8 На завершающей стадии проектного размещения учреждений следует дать предложения по комплексному формированию среды жизнедеятельности: выделение и благоустройство территорий общего пользования и пешеходных зон; размещение мест отдыха и площадок для занятий лечебной физкультурой; приспособление пешеходно-транспортных связей к потребностям маломобильных пожилых людей; размещение автостоянок; размещение системы общественных туалетов.

Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания

6.9 При определении места размещения учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании консультативной помощи и проведении профилактических осмотров ЛСВГ специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания требует минимизации передвижений социальных работников в системе «квартира (пост) - учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение».

6.10 Центры социального обслуживания (ЦСО) следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном постановлением Минтруда России [5].

Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе показан на рисунке 6.1.

Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район № 1 на 24 тыс. ЛСВГ).

6.11 Для сельских поселений рекомендуется (мини) ЦСО-V, рассчитанный на обслуживание 0,5-1 тыс. ЛСВГ, с числом постов надомного обслуживания 50-100 единиц, с малыми отделениями дневного обслуживания (10-25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и консультаций.

6.12 Специальные жилые дома для ЛСВГ следует размещать в жилой застройке, с соблюдением принципов, изложенных в [9]:

расстояние до предприятий торгово-бытового назначения, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м;

на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта.

Рисунок 6.1 - Размещение центров и учреждений социального обслуживания пожилых людей в развивающемся городском районе

6.13 Дома-интернаты для лиц старших возрастных групп следует размещать на жилой территории населенных мест.

Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях производственных объектов.

Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с городом.

6.14 Организацию поселка для персонала, обслуживающего дом-интернат, следует решать в соответствии с СНиП 2.07.01.

6.15 При размещении геронтологического центра следует учитывать его связь с научно-методическими учреждениями, поэтому его размещение в пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении.

При размещении геронтологического центра в черте города в его составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение 5-дневного пребывания в соответствии с правилами, изложенными в [13].

6.16 Хосписы следует размещать в жилой или рекреационной зоне на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и их родственников, близость к действующим больницам.

6.17 Дома сестринского ухода согласно [20] следует размещать на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, а также на территориях многопрофильных больниц.

Для домов сестринского ухода, размещаемых вне территории больниц, при выборе участков рекомендуется предусматривать транспортную доступность и близость к действующим больницам.

6.19 Для реконструируемых сложившихся жилых микрорайонов рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений, расчет по которому приведен в 4.28-4.32.

Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений обслуживания в районе со сложившейся застройкой и системой общественного обслуживания приведен на рисунке 6.2.

Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район № 2 на 13,7 тыс. ЛСВГ).

Земельные участки учреждений социального обслуживания

6.20 Площадь земельных участков домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания рекомендуется принимать не менее установленной в таблице 6.1.

6.21 Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений) сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 6.2.

Таблица 6.1

Типы зданий

Площадь территории, м2 на 1 место, не менее

для городского поселения

для сельского поселения

Дом-интернат общего типа и пансионат для лиц старших возрастных групп

60

80

Психоневрологический дом-интернат

50

60

Дом-интернат для лиц, вышедших из мест заключения

60

70

Территориальный центр социального обслуживания

40

50

Таблица 6.2

Типы зданий

Расчетный норматив, м2 на 1 койку, не менее

Площадь земельного участка, га

Хоспис

500

0,8-1,5

Геронтологический центр

100

2,0

Геронтопсихиатрический центр

100

2,0

Дом сестринского ухода

60

0,6-1,2

6.22 Размеры земельных участков медико-социальных, лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект.

Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать:

1) при расположении стационара и лечебно-консультативного отделения в одном здании - 150 м2 на 1 койку;

2) при расположении лечебно-консультативного отделения в отдельностоящих зданиях - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект.

6.23 Размеры земельных участков специального жилища следует принимать в соответствии с таблицей 6.3.

Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых домов изложены в [18].

Рисунок 6.2 - Блок-модульный метод размещения учреждений социального обслуживания пожилых людей в сложившемся районе города

Таблица 6.3

Тип специализированного жилища

Расчетный норматив, м2 на 1 чел.

Площадь земельного участка, га

Специальный жилой дом с обслуживанием

125

100

125

0,6

0,5-1,0

1,25-1,5

Жилой комплекс для лиц старших возрастных групп

125

2,5

6.24 Площадь участка для учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства следует принимать согласно СП 35-107 и по таблице 6.4.

Таблица 6.4

Показатель

Учреждения обслуживания бездомных

Социальная гостиница

Приют

Дом ночного пребывания

Центр социальной адаптации

Общая площадь, м2есто

9,9

8,1

9,0

10,7

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СПИСОК ПРИНЯТЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ

ДИ+ОВП         - дома-интернаты + отделения временного проживания

УМСО             - учреждения медико-социального обслуживания

ОСОД              - отделение социально-бытового обслуживания на дому

ОСМО             - отделение социально-медицинского обслуживания на дому

СИДО              - служба индивидуального договорного обслуживания на дому

СЖ                   - специальное жилище

ОДП, О5П       - отделение дневного и 5-дневного пребывания

СОЦ                 - социально-оздоровительный центр

СС                    - социальные столовые

СДУ                 - социально-досуговые учреждения

ОССП              - отделение срочной социальной помощи

КО                   - консультационное отделение

УСОБ              - учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства

ЦСО                 - центр социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке

КЦСО              - комплексный центр социального обслуживания всех групп населения, нуждающихся в социальной поддержке

Соц. раб.         - социальный работник

С.с.р.               - специалист по социальной работе

Соц. конс.       - социальный консультант

Раб. с. с.          - работник социальной службы

Мтд                  - минуты транспортной доступности

ЛСВГ              - лица старших возрастных групп

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Функция учреждений

Технология обслуживания

 

В нестационаре (или на дому)

В полустационаре

В стационаре

 

Специальное жилище

Собственное жилище

 

Бытовая, посредническая

 

 

ОСОД - отделение социально-бытового обслуживания на дому

 

УОБ Социальная гостиница

УОБ Центр социальной адаптации

ДИ Пансионат ветеранов труда

 

СЖ - специальное жилище

ОСМО - отделение социально-медицинского обслуживания на дому

 

УОБ Дом ночного пребывания

УОБ Социальный приют

ДИ Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов

 

ЦСО (филиал) Блоки бытового, медицинского обслуживания

ОДП - отделение дневного пребывания

 

О5П Отделение пятидневного пребывания

 

УОБ Специальный дом-интернат для лиц из мест заключения

ОВП - отделение временного пребывания

ДИ - отделение милосердия

 

СС - социальная столовая

 

ОССП - отделение срочной помощи

 

 

 

 

 

 

СРО - социально-реабилитационное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИДО - служба индивидуально-договорного обслуживания

 

 

СОЦ - социально-оздоровительный центр

ПНИ - психоневрологический интернат

 

Лечебная

 

 

 

 

 

 

 

УМСО - хоспис

 

 

 

 

УМСО ГЦ-8 Отделение дневного пребывания

 

 

УМСО ГЦ-4 отделение пятидневного пребывания

УМСО - гериатрический центр, отделение

УМСО - дом (отделение) сестринского ухода

 

УМСО - геронтологический центр: ГЦ1 - стационар, ГЦ2 - отд. «Милосердия», ГЦ3 - реабилит. отд., ГЦ6 - псих, центр, ГЦ8 - восстановительное отделение

 

 

 

УМСО - гериат-рический кабинет при поликлинике

УМСО - отдел гериатрической помощи на дому

 

 

 

 

 

ГЦ6 - консультац. кабинет

УМСО - госпиталь участников ВОВ

 

Досуговая, консультативная

 

 

СДУ - соц.-досуг. учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

КО - консультативное отделение

 

 

 

 

 

 

 

ПС

ЧС

ПС

ЧС

НС

ПС

ЧС

ПС - способные к полному самообслуживанию

ЧС - способные к частичному самообслуживанию

НС - не способные к самообслуживанию

 

Категории обслуживаемых ЛСВГ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРЕДПОСЫЛКИ РАСЧЕТА

Таблица В.1 - Типы и виды учреждений социального обслуживания пожилых людей

№ п. п.

Типы учреждений по срокам обслуживания

Вид учреждений

Стационарность

Ед. измерения

Вместимость учреждения, чел.

Общая площадь, м2 на ед. вместимости

Общая площадь, м2

минимум

максимум

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учреждения долгосрочного обслуживания

1

Дома-интернаты, отделения временного проживания (ДИ+ОВП)

1.1 ДИ (общего типа)

ст

место

25

400

18

450/7200

1.2 ОВП (при домах-интернатах)

«

«

20

50

16

320/800

2

Учреждения медико-социального обслуживания (УМСО/д)

2.1 Палатные отделения в гериатрической больнице

«

«

15

50

25

375/1250

2.2 Гериатрическое отделение в многопрофильной больнице

«

«

15

50

20

300/1000

2.3 Хосписы

«

«

15

100

30

450/3000

2.4 Психоневрологические (ДИ)

«

«

25

100

21

525/2100

3

Специальное жилище (СЖ)

3.1 Квартиры

«

место

2

10

15

30/150

3.2 Дома

«

квартира

50

150

27

1350/4050

4

Отделение социально-медицинского обслуживания (на дому) (ОСМО)

4.1 В составе ЦСО

нс

пост

60 (30)

0,5 (0,6)

30 (18)

4.2 Гериатрические кабинеты (при поликлиниках)

«

«

60 (30)

0,5 (0,6)

30 (18)

5

Отделение социального обслуживания (на дому) (ОСОД)

5.1 В составе ЦСО

«

«

120 (60)

0,5 (0,6)

60 (36)

6

Служба индивидуально-договорного обслуживания (на дому) (СИДО)

6.1 На дому

«

«

20

1,0 (1,2)

20 (36)

Социально-оздоровительный центр (СОЦ)

6.2 СОЦ

ст

место

50

100

20

1000/2000

Учреждения среднесрочного обслуживания

7

Учреждения медико-социального обслуживания (УМСО/с)

7.1 Геронтологический центр-стационар:

 

 

 

 

 

 

дом (отделение) милосердия

«

койка

25

200

25

625/5000

реабилитационное отделение

«

«

20

100

20

400/2000

7.2 Геронтопсихологический центр

«

«

25

150

25

625/3750

7.3 Отделение восстановительного лечения

«

место

50

100

10

500/1000

7.4 Дома сестринского ухода

«

«

100

200

20

2000/4000

7.5 Хосписы

«

койка

25

30

20

500/600

7.6 Отделение сестринского ухода при больницах

«

«

25

50

15

375/750

8

Специально-реабилитационное отделение (СРО)

8.1 В составе ЦСО

нс

место

25

8

203

9

Социальные столовые (СС)

9.1 Самостоятельно

«

пос. мест

50

100

2

50/200

9.2 В составе ЦСО

«

«

20

30

15

300/450

10

Отделения дневного + 5-дневного пребывания (ОДП+О5П)

10.1 Отделения в ЦСО

п/ст

место

50

100

4,8

240/480

10.2 В домах-интернатах

«

«

25

50

10,2

255-510

11

Учреждения досуга (СДУ)

Клубы, спортзалы

нс

посещ / сутки

25

100

1,5

40-150

Учреждения краткосрочного обслуживания

12

Учреждения медико-социального (краткосрочного) обслуживания (УМСО/к)

12.1 Лечебно-консультативные отделения (при гериатрических центрах; при территориальных поликлиниках)

«

посещ / сутки

40

200

0,5

20-100

12.2 Гериатрические кабинеты (при поликлиниках; при специализированных диспансерах; при специальных жилых домах)

«

«

15

30

0,5

8-15

13

Отделение срочной социальной помощи (ОССП)

При ЦСО

 

кол-во соц. раб.

3

30

90

14

Консультативный отдел О)

При КЦСО

«

кол-во консультантов

3

10

30

Учреждения специального обслуживания

15

Учреждения обслуживания лиц без определенного места жительства (УОБ)

Центры социальной адаптации

ст

место

150

300

10

1500/3000

Приюты

«

«

50

200

5

250/1000

Гостиницы

нс

«

25

100

6

150/600

Дома ночного пребывания

«

«

25

100

5

125/500

Специнтернаты

ст

«

25

100

10

250/1000

Примечания:

1 ЦСО - центры социального обслуживания, включают: ОСВОД, ОСМО, ОДП, ОССП, СРО, СС.

2 КЦСО - комплексные центры социального обслуживания, включают: ССО, ОСОД, ОСМО, ОДП, ОВП, КО.

3 Принятые сокращения: ст - учреждения стационарного обслуживания; п/ст - учреждения полустационарного обслуживания, нс - нестационарного обслуживания.

4 В скобках даны значения для сельской местности.

5 В числителе - площадь учреждений минимальной вместимости, в знаменателе - максимальной.

Таблица В.2 - Расчетная численность нуждающихся в услугах учреждений социального обслуживания,* чел/1 тыс. ЛСВГ

Категории ЛСВГ по степени самообслуживания

Городские поселения

Группы ЛСВГ по семейному статусу

По - одинокие (45 %)

Пс - семейные (55 %)

55 % ЛСВГ с полным самообслуживанием

Попс 450 × 0,55 = 247 - 100 (н/ж) = 147

Пспс 550 × 0,55 = 303 - 200 (н/ж) = 103

37 % ЛСВГ с частичным самообслуживанием

Почс 450 × 0,37 = 167

Псчс 550 × 0,37 = 203

8 % ЛСВГ, не способные к самообслуживанию

Понс 450 × 0,08 = 36

Пснс 550 × 0,08 = 44

Из них - на постельном режиме

Понс(п) 450 × 0,018 = (8)

Пснс(п) 550 × 0,018 = (10)

 

350

350

ВСЕГО нуждающихся в обслуживании

700 чел/на 1 тыс. ЛСВГ

 

Сельские поселения

Группы ЛСВГ по семейному статусу

По - одинокие (70 %)

Пс - семейные (30 %)

35 % ЛСВГ с полным самообслуживанием

Попс 700 × 0,35 = 245 - 200 (н/ж) = 45

Пспс 300 × 0,35 = 105 - 100 (н/ж) = 5

54 % ЛСВГ с частичным самообслуживанием

Почс 700 × 0,54 = 378

Псчс 300 × 0,54 = 162 - 150 (н/ж) = 12

11 % ЛСВГ, не способные к самообслуживанию

Понс 700 × 0,11 = 77

Пснс 300 × 0,11 = 33

Из них - на постельном режиме

Понс(п) 700 × 0,025 = (18)

Пснс(п) 300 × 0,025 = (8)

 

500

50

ВСЕГО нуждающихся в обслуживании

550 чел/на 1 тыс. ЛСВГ

* Принято по методическим рекомендациям [10].

Примечание - н/ж - лица старших возрастных групп, не желающие обслуживаться в учреждениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

НОРМЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА

Таблица Г.1 - Нормы расчета учреждений социального обслуживания ЛСВГ

№ п. п.

Типы и виды социальных учреждений для городских и сельских поселений

Единица измерения

Расчетный показатель на 1 тыс. ЛСВГ при обеспеченности

базовой

полной

1

2

3

4

5

 

Городские поселения

1

ДИ+ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания

место

3

3

2

УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания

койка

2

4

3

ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому

пост

65

110

4

ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому

«

18

20

5

СИДО - социально-договорное обслуживание на дому

«

2

5

6

СЖ - специальное жилище

квартира

3

10

7

СОЦ - социально-оздоровительный центр

место

0,5

3,2

8

О5П - отделение ЦСО пятидневного пребывания

«

0,5

2,8

9

ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания

«

4,2

25,4

10

СРО - социально-реабилитационное отделение

«

0,5

1

11

СДУ - социально-досуговые учреждения

«

3

27

12

СС - социальные столовые

пос. место

4

4

13

ОССП - отделение ЦСО срочной социальной помощи

соц. работник

0,06

0,19

14

КО - консультативное отделение КЦСО

соц. консультант

0,13

1,36

15

УОБ - учреждения обслуживания лиц без определенного места жительства

место

1,1

1,1

Сельские поселения

1

ДИ+ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания

место

2,3

2,3

2

УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания

койка

0,5

1

3

ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому

пост

89

125

4

ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому

«

25

28

5

СИДО - социально-договорное обслуживание на дому

«

1

1

6

СЖ - специальное жилище

квартира

1

3

7

СОЦ - социально-оздоровительный центр

место

0,7

1,7

8

О5П - отделение ЦСО пятидневного пребывания

«

2,5

5,4

9

ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания

«

0,4

2,2

10

СРО - социально-реабилитационное отделение

«

0,1

0,3

11

СДУ - социально-досуговые учреждения

«

6

15

12

СС - социальные столовые

пос. место

1,8

1,8

13

ОССП - отделение ЦСО срочной социальной помощи

соц. работник

0,2

0,39

14

КО - консультативное отделение КЦСО

соц. консультант

0,3

0,76

15

УОБ - учреждения обслуживания бездомных

место

0

0

Примечания:

1 Базовая обеспеченность принята согласно методическим рекомендациям [10].

2 Расчетный показатель социального обслуживания на дому (ОСОД) относится к среднестатистической доле ЛСВГ 17 - 25 % численности населения. При доле ЛСВГ менее 17 % вводится понижающий коэффициент 0,8, при доле более 25 % - повышающий коэффициент 1,2.

3 Потребность в учреждениях ОДП + О5П при доле ЛСВГ менее 17 % принимается с повышающим коэффициентом 1,2, при доле ЛСВГ более 25% - с понижающим коэффициентом 0,8.

4 Показатель посещаемости гериатрических кабинетов поликлиник следует принимать в размере 40 и 25 посещений в смену/тыс. ЛСВГ соответственно при расчете полной и базовой обеспеченности ЛСВГ городских поселений. Для ЛСВГ сельских поселений принимаются соответствующие расчетные нормы 25 и 15 посещений в смену/тыс. ЛСВГ. Принято согласно [13].

Таблица Г.2 - Определение общей площади сети учреждений социального обслуживания при минимальной (базовой) обеспеченности, м2 общей площади учреждений на 1 тыс. ЛСВГ

№ п. п.

Виды обслуживания

Единица измерения

Городские поселения

Сельские поселения

Расч. показатель обеспеченности (таблица Г.1)

×

площадь ед. вмест. (таблица В.1)

Всего, м2 общей площади

Рас. показатель обеспеченности (таблица Г.1)

×

площадь ед. вмест. (таблица В.1)

Всего, м2 общей площади

Стационарное

1

Стационары - ДИ+ОВП*

место

3 × 17

51

2,3 × 13

30

2

Стационары - УМСО

«

2 × 20

40

0,5 × 20

10

Дневное

3

Бытовое - ОСОД

пост

65 × 0,5

32,5

89 × 0,6

64,1

4

Медицинское - ОСМО

«

18 × 0,5

9

25 × 0,6

15

5

Договорное - СИДО

«

2 × 1,0

2,0

1 × 1,2

1,2

Жилищное

6

Специальное жилище - СЖ

квартира

3 × 27

81

1 × 27

27

Нестационарное

7

Оздоровительное - СОЦ

место

0,5 × 20

10

0,7 × 20

14

8

Пятидневное - О5П

«

0,5 × 10,2

5,1

2,5 × 10,2

25,5

9

Дневное - ОДП

«

4,2 × 4,8

20,2

0,4 × 4,8

1,9

10

Реабилитационное - СРО

«

0,5 × 8

4

0,3 × 8

2,4

11

Геронтологическое - УМСО

пос/смен

25 × 0,5

12,5

15 × 0,5

7,5

12

Столовые - СС

пос. мест

4 × 2

8

1,8 × 2

3,6

13

Досуговое - СДУ

место

3 × 1,5

4,5

6 × 1,5

9

Разовое

14

Срочное - ОССП

соц. раб.

0,03 × 30

0,9

0,2 × 30

0,6

15

Консультативное - КО

конс.

0,13 × 10

1,3

0,3 × 10

3

Специализированное

16

Для бездомных - УОБ

место

1,1 × 8

8,8

-

-

Всего на 1 тыс. ЛСВГ, округленно

 

291

 

234

* Полное наименование учреждений - см. приложение А.

Таблица Г.3 - Система социального обслуживания территории субъекта РФ (пример расчета сети учреждений области)

Исходные данные

Население области 1,2 млн. жителей. Из них - 327,1 тыс. ЛСВГ (27 % к населению), в том числе в городских поселениях - 269,5 тыс. ЛСВГ (82 % к итогу), в сельских - 57,6 тыс. ЛСВГ (18 %).

Расчет минимальной (базовой) потребности в развитии сети учреждений социального обслуживания

№ п. п.

Формы обслуживания

Единица измерения

Городское население, 269,5 тыс. ЛСВГ

Сельское население, 57,6 тыс. ЛСВГ

Общая потребность

уд. норматив на 1 тыс.

требуется по расчету

уд. норматив на 1 тыс.

требуется по расчету

Долгосрочное

1

Стационар (ДИ+ОВП)

место

3

798

2,3

132

930

2

УМСО - медико-социальное стационарное

«

2

538

0,5

29

568

3

ОСОД - бытовое надомное

пост

78

21022

107

6151

27173

4

ОСМО - медицинское надомное

«

18

4851

25

1440

6291

5

СИДО - договорное надомное

«

2

539

1

58

597

6

СЖ - жилищное

квартира

3

798

1

58

856

Среднесрочное

7

СОЦ - оздоровительное

место

0,5

135

0,7

40

175

8

О5П - пятидневное

«

0,5

135

2,5

144

279

9

ОДП - дневное

«

4,2

907

0,4

18

925

10

СРО - реабилитационное

«

0,5

135

0,1

6

141

11

СС - столовые

п. мест

4

1078

1,8

104

1182

12

СДУ - досуговое

место

3

809

6

346

1155

 

Краткосрочное

13

ОССП - срочное

соц. раб.

0,03

16

0,2

12

28

14

КО - консультативное

консульт.

0,13

35

0,3

17

51

Специализированное

15

УОБ - для бездомных

место

1,1

297

-

-

297

Примечание - Поскольку в примере доля ЛСВГ более 25 % числа жителей, то принято:

- норматив для ОСОД - с повышающим коэффициентом 1,2;

- норматив для ОДП - с понижающим коэффициентом 0,8.

Общий потенциал системы учреждений социального обслуживания

По расчету потенциал составил 8463 работника социальной службы (без учета административного и методического аппарата), в том числе: на города области приходится 5929 работников (70 % к итогу), на сельские поселения - 2534 работника (30 %), что свидетельствует об опережающем развитии сети учреждений социального обслуживания в сельских поселениях.

Расчет центров социального обслуживания

Учреждениями социального обслуживания охвачено 20 % желающих ЛСВГ в городах (или 140 чел/ тыс. ЛСВГ) и 51 % в сельских поселениях (283 чел/тыс. ЛСВГ). Следовательно, в области необходимо обслужить 37,8 тыс. ЛСВГ + 16,3 тыс. ЛСВГ. При средней мощности городских центров в 1 тыс. чел. и сельских в 0,5 тыс. чел. получаем число центров СО - 38 + 33 = 71 ед. Принимая 24 штатные единицы на административный аппарат одного центра, получаем потребность: для городских центров - 912 административных работника, для сельских центров - 792.

Для методических отделов специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих обслуживаться. Таковых в городах области - 188,7 тыс. ЛСВГ (700 × 269,5) и 31,7 тыс. ЛСВГ (550 × 57,6) в сельских поселениях. Принимая норматив нагрузки на 1 специалиста социальной работы, получаем потребность для городских методических отделов ЦСО - 54 социальных работника и 13 - для сельских. Кроме того, в каждом методическом отделе (38 городских и 33 сельских ЦСО) требуется по 5 других сотрудников или 190 чел. в городских и 165 чел. в сельских ЦСО. Таким образом, всего в методических отделах требуется 254 шт. ед. в городах и 178 шт. ед. в сельских поселениях.


Таблица Г.4 - Примерный состав учреждений социального обслуживания в центрах межселенного значения

№ п. п.

Ранг центра межселенного значения

Населенные места - центры обслуживания, тыс. жит.

Учреждения социальной защиты

Учреждения здравоохранения

Сельские поселения

Городские поселения

нестационарные

стационарные

Поликлиники

Больницы

поселки

города

Центр социального обслуживания

Прочие учреждения

ДИ + ОВП

Хосписы

Геронтологический центр

СОЦ

Гериатрический кабинет

Отделение медсоцпомощи

Дом или отделение сестринского ухода

Гериатрическое отделение

ОСОД

ОСМО

O

ОССП

КО

СДУ

СС

СЖ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

Низший

До 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 5

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-10

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-50

 

+

+

+

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

2

Средний

Св. 5

 

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

До 5

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

5-10

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+