|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ Метрологическая
экспертиза проектов ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским
научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) ВНЕСЕН Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 21 июня 1999 г. № 193 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
СТАНДАРТИЗАЦИИ Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов State
system for standardization of Дата введения 2000-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает организацию, порядок проведения и задачи метрологической экспертизы проектов государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также проектов межгосударственных стандартов (ГОСТ), разрабатываемых ТК и МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ
8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы
величин ГОСТ
P 1.8-2002
Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты
межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения
применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения ГОСТ
Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики
выполнения измерений ГОСТ
Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть I. Основные положения и
определения ГОСТ
Р ИСО 5725-2-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и
воспроизводимости стандартного метода измерений ГОСТ
Р ИСО 5725-3-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть 3. Промежуточные показатели прецизионности
стандартного метода измерений ГОСТ
Р ИСО 5725-4-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть 4. Основные методы определения правильности
стандартного метода измерений ГОСТ
Р ИСО 5725-5-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть 5. Альтернативные методы определения
прецизионности стандартного метода измерений ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6. Использование значений точности на практике. (Измененная
редакция. Изм. № 1). 3 Общие положения3.1
Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят с целью
обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации «Об обеспечении
единства измерений» и требований нормативных документов Государственной системы
обеспечения единства измерений (ГСИ), а также
технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов, 3.2
Метрологической экспертизе подлежат проекты государственных стандартов на
продукцию и; услуги, на работы (процессы), на
методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты
государственных стандартов, в которых регламентированы: - требования к
погрешности измерений, достоверности измерительного контроля; - требования к
методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам,
аттестованным смесям; - методики выполнения
измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля; - данные о
свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные; - применение
стандартных образцов веществ и материалов; - методики
поверки (калибровки) средств измерений. 4 Порядок проведения метрологической экспертизы4.1
Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов организуют
технические комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), рассматривающие и направляющие проект
стандарта для принятия в Государственный комитет Российской Федерации по
стандартизации и метрологии (Госстандарт России). (Измененная
редакция. Изм. № 1). 4.2 МТК (МПК) и
ТК (ПК) определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть
направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с
заданиями программ государственной стандартизации. При необходимости проект
стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций
(нескольким экспертам). При МТК (МПК) или ТК (ПК) может быть создана рабочая
группа экспертов. Предпочтительной
является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта (см. также ГОСТ P 1.8-2002 п. 4.2.3). При необходимости на
метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции. Метрологическую
экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений,
которые применяют в сферах распространения государственного метрологического
контроля и надзора, осуществляют государственные научные метрологические
центры. Проекты
государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые
метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу
не направляют и
специалисты аккредитованных метрологических служб организаций и предприятий, в
области аккредитации которых предусмотрено проведение аттестации методик
выполнении измерений этого назначения. (Измененная
редакция. Изм. № 1). 4.3
Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных
стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры,
аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также
научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений,
методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому
обеспечению а
также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право
аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы
документов. (Измененная
редакция. Изм. № 1). Эксперты,
осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов,
могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций. 4.4 При
проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться
законодательными актами, ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 - ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002, ГОСТ Р 8.563-96, государственными
стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в
которых регламентированы положения метрологического обеспечения. (Измененная
редакция. Изм. № 1). 4.5 Результаты
метрологической экспертизы излагают в экспертном заключении на проект
стандарта. 4.6 В
пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть
указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы. 4.7 ТК, МТК (ПК,
МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет
замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и
принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на
дополнительную метрологическую экспертизу. 4.8
Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной
записки отражает учет результатов метрологической экспертизы. 4.9 Затраты на
метрологическую экспертизу могут быть включены в затраты на разработку
стандарта. (Измененная
редакция. Изм. № 1). 5 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы5.1 При
выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов
проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563-96 (раздел 7),
требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и
других государственных стандартов, в которых изложены метрологические
требования. При выполнении
метрологической экспертизы проектов государственных стандартов,
регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также
[1]. (Измененная
редакция. Изм. № 1). 5.2 В
зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного
стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят
оценивание: - рациональности
номенклатуры измеряемых параметров; - оптимальности
требований к погрешности измерений; - полноты и
правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений; - соответствия погрешности измерений
и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и
воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям; -
контролепригодности изделия (измерительной системы); - возможности эффективного
метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки,
калибровки, контроля работоспособности, ремонта); - рациональности
выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие
требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений,
применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля
и надзора; - соответствия
алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче; - правильности
использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и
обозначения их единиц. Методы анализа и
оценивание указанных характеристик приведены в приложении А. (Измененная редакция. Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ А(рекомендуемое) Методы анализа и оценивание
характеристик объектов метрологической экспертизы
проектов стандартов А.1 Оценивание рациональности номенклатуры
измеряемых параметров A.1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры
определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими
положениями: - для деталей,
узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и
функциональную взаимозаменяемость; - для готовой
продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества
продукции; - для технологического оборудования, систем контроля и
управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих
оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль
безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности. А.1.2 При
анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю,
необходимо принимать во внимание следующее: - часть
технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется
предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом,
поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и
объектам; - значения
параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется
рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых
параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений
и надежности измерительных систем; - необходимо
выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные
затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений. А.1.3 Необходимо
обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность
формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим
неучтенным погрешностям измерений. А.2 Оценивание оптимальности требований к
погрешности измерений А.2.1
Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных
последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма,
загрязнение окружающей среды и т. п.). Оптимальной (в
экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь
от погрешности и расходов на измерения будет минимальной. В первом
приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности
измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности
измерений. Если нет других
данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от
погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей
зависимостью: где D - предел относительной
погрешности измерений, для которого известны потери П и расходы на измерения Р. Так как обычно
потери П
и расходы Р могут быть определены
весьма приближенно, то точное значение
где (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.2.2 Если
погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других
неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений
могут составлять 0,2-0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного
допуска - размера поля допуска) на измеряемый параметр, а для параметров, не
относящихся к наиболее важным, это соотношение может
быть увеличено до 0,5. А.3 Оценивание полноты и правильности требований к погрешности средств измерений А.3.1 При
использовании косвенных методов измерений погрешность средств измерений составляет
часть погрешности измерений. В таких случаях необходимы сведения о методической
составляющей погрешности измерений для правильного оценивания требования к
погрешности средств измерений. Типичные источники методических погрешностей
приведены в приложении А ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.3.2 При
измерениях средних значений необходимо учесть, что погрешность средних значений
по п
точкам измерений практически в А.3.3
Пределы допускаемых значений погрешности средства измерений, если они
регламентированы в проекте государственного стандарта, следует указывать для
условий эксплуатации средства измерений (рабочий диапазон измеряемой величины,
пределы возможных значений внешних влияющих величин и другие характеристики, от
которых может зависеть погрешность измерений). А.4 Оценивание соответствия погрешности измерений
заданным требованиям А.4.1 Если
погрешность измерений указана в проекте государственного
стандарта или известна из другого документа, то она сравнивается с заданными
требованиями к погрешности измерений. Если такие требования отсутствуют,
границы погрешности сравнивают с допуском на измеряемый параметр в соответствии
с 7.1.2 ГОСТ Р 8.563-96 (см. также А.2.2). (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.4.2 исключен.
Изм. № 1. А.5 Оценивание контролепригодности изделия
(измерительных систем) А.5.1 Под контролепригодностью изделия (измерительной системы) понимают возможность контроля его параметров в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта. А.5.2 Основное
внимание уделяют практическим возможностям по осуществлению измерительного
контроля параметров, определяющих работоспособность изделия в условиях,
указанных в A.5.1. А.3.3 При экспертизе проектов государственных стандартов
на измерительные системы оценивают наличие и характеристики устройств и
подсистем самоконтроля и диагностики. А.6 Оценивание возможности
эффективного метрологического обслуживания средств
измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности,
ремонта) А.6.1 При этом
оценивании руководствуются методами и средствами поверки, регламентированными в
документах ГСИ. А.6.2 Для
измерительных систем и сложных технических систем должны быть указаны
требования и (или) методы диагностики
неисправностей или контроля работоспособности в процессе эксплуатации. Методы контроля
метрологической исправности средств измерений, не доступных в условиях
эксплуатации, приведены в [2]. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.7 Оценивание рациональности выбранных средств и
методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к
средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического
контроля и надзора А.7.1 При этом
оценивании проверяют: - использование
средств измерений утвержденных типов, применяемых в
сферах распространения государственного
метрологического контроля и надзора; - возможность
использования средств измерений в заданных условиях; - трудоемкость и
стоимость измерительных операций и метрологического обслуживания средств
измерений; - целесообразность
использования статистических методов контроля; - удовлетворение
требований техники безопасности и экологической
безопасности. А.7.2 При
анализе рациональности выбранных средств измерений целесообразно использовать
нормативные документы по выбору средств измерений для конкретных задач,
например [3]. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.7.3 При
оценивании рациональности указанных в проекте стандарта методик выполнения
измерений предпочтение должно быть отдано стандартизованным методикам. Методики
выполнения измерений, используемые в сферах распространения государственного
метрологического контроля и надзора, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.7.4 Полноту
изложенных методик выполнения измерений, в том числе процедур контроля точности
результатов выполняемых измерений (испытаний, анализа), оценивают в
соответствии с требованиями 7.1.1-7.1.3 ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.8 Оценивание
соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче Необходимо оценить, насколько алгоритм вычислений соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величин на входах средств измерений). А.9 Контроль правильности использования
метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц. А.9.1 Метрологические
термины должны соответствовать ГОСТ Р 1.12-99, ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002, [4]. (Измененная
редакция. Изм. № 1). А.9.2 Единицы измеряемых величин должны соответствовать ГОСТ 8.417-2002 . (Измененная
редакция. Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное) Библиография [1] Р
50.2.008-2001 Рекомендации по метрологии. Государственная система
обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа.
Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы [2] МИ
2233-92 Рекомендации. Государственная система обеспечения единства
измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими
процессами. Общие положения [3] РД 50-98-86 Методические
указания. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по
применению ГОСТ 8.051-81) [4] РМГ
29-99
Рекомендация по межгосударственной стандартизации. Государственная система
обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения. Ключевые
слова:
метрологическая экспертиза, метрологическое обеспечение, проект
государственного стандарта |
|
|